Solus Christus

Mykola Danylov





Профиль

Тема: Причины отвращения к Ветхому Завету

Отправлено 28.08.2008 в 12:04


Прочитал в одном иностранном "консервативном" богословском журнале обширную статью о том, что Богу угодны человеческие жертвоприношения - там это аргументируется примером ветхозаветных. Статья навела на размышления о том, можно ли выделить причины отвращения многих людей к Ветхому Завету. Вероятно, их всего четыре:

1. Нежелание видеть в Библии не только откровение благого Бога, но и восприятие этого откровения грешными людьми - с привнесением в библейский текст тех представлений, которые нам, грешным людям, особенно милы (об ответственности не творения, но Самого Бога за все гадости, которые с нами и миром в целом происходят). В то же время нельзя не учитывать, что и в Ветхом, и в Новом Завете Бог не только милостив, но и праведен, справедлив. Это означает, что все отпавшее от Бога творение лишает себя существования - как человек, отказавшийся дышать, умирает. Многие ветхозаветные бедствия и ужасы связаны с представлением о том, что таким образом вершится божественное правосудие над отдельными людьми и целыми народами: "Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение - день пролетит как мякина - доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней" (Софония 2:1-2). Предчувствие новозаветного духа, там не менее, было уже в ветхозаветные времена: "И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иезекииль 36:26); "В те дни уже не будут говорить: `отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина', но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иеремия 31:29-30). Отказ видеть в Ветхом Завете (и тем более от Ветхого Завета к Новому) духовное и этическое развитие вряд ли может быть чем-то оправдан. Но то, что в Ветхом Завете проходит проверку Новым - должно приниматься, и библейская критика может помочь с такой проверкой.

2. Часто с этим же стремлением воспринимать Библию как "непогрешимую в каждой букве" связано игнорирование простого факта, что знание в Ветхом Завете понимается не как интеллектуальное постижение. В ВЗ знание - это в первую очередь любовь, обладание и вера (например, знание Бога в противоположность неведению Бога, т. е. неверию - "И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" (Исаия 11:2). Это не означает, что речь идет о "слепой вере" - скорее, говорится о безусловном доверии ребенка к своему Отцу. В Новом Завете: "Исследуйте Писания (Христос здесь ссылается ветхозаветные Писания - Д. З.), ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную" (От Иоанна 5:39) - так Христос учит, что вера не должна быть слепой; "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (От Матфея 18:3) - так Он учит о доверии Богу.

3. Поэтому важно понимать, что вера - это не признание прописных истин, но, в первую очередь, доверие к Богу во всех обстоятельствах жизни и смерти, в искушениях и испытаниях. "Ибо что говорит Писание (ап. Павел здесь ссылается на ветхозаветное Писание - Д. З.)? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (К Римлянам 4:3).

4. Доверию к Богу может препятствовать проблема зла. К сожалению, в стремлении "рационализировать" зло, ввести его в границы, охватываемые разумом, сами церковные апологеты постарались и до сих пор стараются, как могут, притягивая "за уши" библейские тексты. Но нужно понимать, что зло невозможно рационализировать, это бессмысленная стихия (см. книгу Иова). Поэтому исследование метафизики зла и попытка теодицеи не имеет большого смысла. Смысл имеет противостояние злу. И в этом противостоянии злу, понимаемому как грех (нарушение воли Бога), и Ветхий, и Новый Завет едины - хотя воля Бога от Ветхого Завета к Новому может уточняться (на то ведь Новый Завет и является Новым).



Есть такая проблема, к сожалению. Сразу вспоминается показательное (по кдассическим заблуждениям) отношение Л. Толстого: "Ветхий Завет я не читаю, потому что вопрос не состоит в том, какая была вера евреев, а - в чем состоит вера Христа, в которой находят люди такой смысл, который дает им возможность жить? Книги еврейские могут быть занятны для нас, как объяснение тех форм, в которых выразилось христианство; но последовательности веры от Адама до нашего времени мы не можем признавать, так как до Христа вера евреев была местная. Чуждая нам вера евреев занимательна для нас, как вера, например, браминов. Вера же Христова есть та вера, которою мы живем. Изучать веру иудеев для того, чтобы понять христианскую, все равно, что изучать состояние свечи до зажжения ее, чтобы понять значение света, происшедшего от горящей свечи. Одно, что можно сказать, это то, что свойство, характер света может зависеть от самой свечи, как и форма выражений Нового Завета может зависеть от связи с иудейством, но свет не может быть объяснен тем, что он загорелся на той, а не на этой свече."

Среди обширной антисемитской и языческой литературы, которую по неведомым причинам упорно, в открытую многие годы продают на центральной площади нашей столицы, есть места, в которых Бог Ветхого Завета назван жестоким местным богом евреев, которые не только якобы устроили геноцид в Палестине, но и перенесли свои верования на исконно славянские земли, уже имеющие своих, "родных до боли" богов.

Кто может запретить людям мыслить в двумерном пространстве их представлений?..






(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.