Solus Christus

пастор Дмитрий Зенченко





Профиль

Тема: Библейские чтения: Ин 1:5-1:9

Отправлено 22.11.2008 в 19:08


Ин 1:1 - http://soluschristus...kie_chteniya_in_1_1/

Ин 1:2-1:4 - http://soluschristus...chteniya_in_1_2-1_4/

Ин 1:5: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Свет в Ин – синоним откровения и спасения (Ин 8:12; 11:9), в то время как тьма – зло и ложь. Свет еще в Ветхом Завете является проявлением божественного присутствия. Наверное, можно сказать, что еще до воплощения Логос даровал некоторый свет людям – своим участием в творении мира. Это заставляет нас снова вспомнить историю сотворения в первых главах Бт. Но истинный свет, принесенный воплотившимся Логосом – это свет не только творения, но и искупления, свет освобождения. «…Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр 1:16).

Вопрос: Можно ли сказать, что тьма – это отсутствие света?

У Иоанна тьма – это не просто отсутствие света. Давайте посмотрим: «…люди более возлюбили тьму, нежели свет…» (Ин 3:19), «…ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет» (Ин 12:35), или, например, в 1 Ин: «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5). Мне кажется, что тьма здесь – это нечто существующее, почти осязаемое, духовная реальность. Спасение, которое несет Свет – спасение от настоящей тьмы, то есть настоящее спасение.

Кстати, выражение, переведенное в Синодальном переводе как «не объяла», может означать и «не одолела», и «не поняла», то есть «тьма не поняла свет». Тогда следующие стихи могут сделаться более понятными.

Вопрос: Если бы я не знала, что Вы не гностик…

Понятие «свет» не ограничено знанием, но истинное знание тоже относится к свету. Неспроста ведь слово «просвещение» (Ин 1:9) происходит от слова «свет». Когда предрассудки, суеверия одерживают верх над тем, что должно было бы сделаться содержанием веры – разве это нельзя назвать религиозной тьмой? Или когда человек отказывается от Евангелия Христова ради следования своим желаниям – это ли не плотская тьма? Или когда жизнь сводится к химии – разве это не научная тьма?

Вопрос: Но, может быть, наука – это и есть на самом деле свет?

Я в данном случае говорю не о науке как таковой, но о псевдонаучной попытке свести всё происходящее в мире (в том числе в нашей духовной жизни) к физике и химии. Настоящий ученый понимает, что чем больше наш сложный мир ему открывается, тем больше вопросов возникает.

Ин 1:6-8: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете».

Поскольку всё создано Словом, то задача Иоанна Крестителя – привлечь к этому воплотившемуся Слову это всё творение, весь мир. Обратим внимание на то, что в Ин, в отличие от других Евангелий, имя «Иоанн» никогда не сопровождается словом «Креститель», оно и так всегда обозначает Иоанна Крестителя. Для Ин Иоанн Креститель – в первую очередь свидетель, указывающий на Христа. Кажется, что автор Ин специально старается показать, что не следует путать Иоанна Крестителя с Христом. Действительно, существовали как последователи Христа, так и Крестителя (Деян 19:1-4), так что между ними могла возникнуть какая-то напряженность. Например, сегодняшние мандеи (гностики), считающие себя духовными наследниками Иоанна Крестителя, враждебно настроены к христианству, считая Христа лжепророком.

Иоанн Креститель – это тоже присутствие света, человек, пожертвовавший всем ради проповеди. Однако он – не истинный, настоящий свет, но свет отраженный. Луна – камень, неспособный источать свет, она может только отражать свет солнца. Нужно помнить о том, что если мы являем искры света, то лишь отражаем настоящий, истинный свет, к которому и должны восходить честь и благодарность.

Ин 1:9: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал».

Пожалуй, в этом – одна из главных причин отвержения Христа. Мы можем ненавидеть свет, поскольку он являет нам, кто мы есть (Ин 3:19-21). Иногда говорят, что встреча с Богом – радостное событие. Но встреча с Богом – это страшное событие, поскольку она предполагает осознание собственного ничтожества, греховности. Довод о том, что «я не хуже, чем другие» в этом случае не проходит, поскольку нам приходится столкнуться с неисполнимым требованием абсолютного совершенства.

Вопрос: А мне кажется, что заповеди исполнять не слишком сложно. Я прожил 24 года, но еще не нарушил ни одной заповеди.

Давайте посмотрим, что Христос говорит в Нагорной проповеди. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай… А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» (Мф 5:21-22). «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27-28). Оказывается, люди, полагавшие, подобно молодому человеку из Мф 19, что они соблюдают заповеди, на деле их ежедневно нарушают; что убивать можно не только ножом, а прелюбодействовать – не только в постели. Мало этого: мы не исполняем заповеди, когда не совершаем то, что должны были бы делать. Поэтому я Вам не верю, что Вы не нарушили ни одной заповеди. Мы все их нарушаем – нарушаем ежедневно. Но у нас существует возможность раскаяния.

Вопрос: Но я не все помню, в чем грешу.

Все помнить нет необходимости. Многое мы не помним, что-то лучше видно окружающим людям и самому Богу. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс 18:13). Важно осознавать свою греховность. Но будем помнить, что наше спасение не зависит от того, насколько хорошо или плохо мы исполняем заповеди. «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим 3:28). Если в нас живая вера, если в нас живет Христос – мы неминуемо и естественно будем совершать добро, и это уже будет не исполнением божественного закона, но плодом дарованной нам веры.


(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.