Solus Christus

пастор Дмитрий Зенченко





Профиль

Тема: Библейские чтения: Ин 1:1

Отправлено 24.10.2008 в 13:47


Начинаю публикацию конспектов бесед, которые я проводил с весны этого года по Евангелию от Иоанна. Привожу и некоторые вопросы, задававшиеся по ходу беседы, – только те, которые записал и помню. Пара абзацев – из обсуждения вКонтакте. Конечно, текст, записанный «задним числом», отличается от живой беседы, которая все же проходит не по бумажке.

Ин 1:1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

С самого начала Иоанн хочет нас поразить: в отличие от других евангелистов, он начинает не с описания событий, происходивших во времени, в земной истории, но выхватывает нас за пределы времени. Евангелист не дает упростить Христа, подогнать Его под наши размеры; Христос – не сувенирная фигурка на книжной полке, но предвечное Слово.

Ин начинается со слов «в начале». Это подражание первым словам книги Бытия (Бт 1:1) указывает на отношение ветхозаветной и новозаветной историй творения. Замысел Бога, обнаруживаемый в первых главах книги Бытия, находит воплощение в нас, обновленных людях. Мы как бы возвращаемся к тому, что было до грехопадения, устраняем его печальные последствия: утоляем боль рождающих женщин (ср. Бт 3:16), изобретаем новые механизмы для облегчения труда (ср. Бт 3:19), отказываемся от иерархии в отношениях полов (ср. Бт 3:15). Эти последствия грехопадения начинают выправляться уже в нашей земной жизни.

Вопрос: Разве страдания не идут во благо?

Вопрос в другом: должен ли человек, искупленный Христом, бороться со злом в этом мире, или только констатировать, что зло - результат грехопадения, и потому бороться с ним не следует? Представьте: отобрать у больного человека обезболивающее. Пусть, мол, мучается - ведь разрушение, боль, страдание в этом мире - результат Божьего наказания, проклятия, нельзя, мол, его маскировать. Но речь идет не о маскировке, но о борьбе со злом в разных его проявлениях. Воля Бога при сотворении человека, насколько Он нам это открыл, состояла в том, чтобы люди плодились и размножались, возделывали мир, но не в том, чтобы мы страдали при родах, труде или в общении.

На самом деле извлечение добра из зла еще не означает, что само зло становится добром - иначе можно оправдать любые преступления. Вот, например, семья Иосифа получила благо, продав его в рабство. Господь обратил зло в добро; но что это значит? Означает ли это, что продажа брата в рабство сделалось чем-то добрым? Не думаю. То же и со смертью. Если она даже приносит избавление от страданий и укорачивает наш путь к Господу, она не становится чем-то добрым - ведь она несет разрушение, распад творения.

Вопрос: Что такое начало, говорит ли нам Библия, что было до него?

Существует устойчивое убеждение, что Господь творил небо и землю «из ничего», однако прямо об этом в Священном Писании не сказано. Мы еще вернемся к этому вопросу.

Пока отметим, что в сопоставлении «начал» в книге Бытия и в Ин можно видеть не только сходство, но и противоположность. Начало творения мира в книге Бытия происходит во времени; начало, о котором говорит Иоанн, происходит вне времени. Иоанн говорит языком времени о вневременной реальности. Если мы говорим о начале во времени, то можно сказать, что не только каждый новый день, но и каждое мгновение является каким-то новым началом. Но настоящее начало – вне времени. Вневременная вечность проявляет себя во времени – не в прошлом или в будущем, но в настоящий момент. Вспомним: Бог открылся Моисею как «Сущий» (Бт 3:13-14), Тот, Кто существует всегда. Христос в Ин тоже будет говорить о Себе как о Сущем.

Обратим внимание и на то, что Слово здесь – Бог, но Оно вместе с тем «у Бога» (или «с Богом»). То есть это Слово отличается от Бога-Отца.

Вопрос: Можно ли понимать «Слово» в значении «Мысль»? Что означает «Слово»?

Еще до Рождества Христова библейский автор говорил от лица божественной Премудрости: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Прит 8:22-23). «Логос», переведенный как «Слово», это еще и Премудрость, и Разум, и Порядок, и Замысел (в этом значении можно сказать, что и Мысль, ведь слово высказанное или невысказанное - всё равно слово).

Но сам термин «логос» появился задолго до того, как Иоанн сказал о воплощении Логоса в Иисусе Христе. Даже о Логосе как о Сыне Божием и как о посреднике между Богом-Отцом и людьми говорилось еще до Иоанна. Иоанн обращается к эллинистическому понятию «логос» (но у него и ветхозаветные корни, не только греческие), чтобы проповедовать о Христе на языке, понятном его слушателям (читателям). Какое было дело греку до Ветхого Завета и Мессии? А вот попытка воспринять осмысленность мира - это уже было более близко. Иоанн перекидывает «мостик» от логоса, как его представляли до боговоплощения, к Логосу, воплотившемуся во Христе: вот, вы в течение столетий размышляли о Логосе, а Он, Логос, воплотился в человеке Иисусе. Конечно, для современного человека это не менее важно, чем во времена Иоанна - что мировая бессмыслица обретает смысл во Христе. Я имею в виду, что если человек ощущает, что в мире заложен смысл, то нужно показать, какое отношение к этому имеет Христос - как это и делал Иоанн. Хороший пример и для нас, как следует доносить Евангелие до современных «эллинистов». Кстати, словарный объем древнегреческого языка – в 20 раз больше, чем древнееврейского. Не знаю, может ли это свидетельствовать о более легкомысленном отношении к слову, принятом в эллинистической культуре, но есть над чем подумать.

Обычно мы упоминаем, что для иудаистов «Слово» подразумевало творческую силу, действие, а для эллинов – с одной стороны – что-то проясняющую речь или откровение, с другой стороны – метафизическую реальность, божественный принцип разумной упорядоченности мира. Христос – выражение и того, и другого. Но зачастую мы упускаем из вида еще один аспект. Дело в том, что божественное «Слово» не было лишь чем-то внешним по отношению к человеку. Например, для Филона Александрийского, трудившегося на стыке иудаизма и эллинистической философии, как и для стоиков, Логос означал не только божественный принцип, но и разумное начало в самом человеке. Логос представлял мысль, выражающую себя и в Боге, и в человечестве. Человеческий логос – часть вселенского Логоса, объединяющий человека с Богом. Для Филона Логос был также образом идеального человека, по которому были сотворены люди.

Это должно нам напомнить, что по Иоанну (Ин 15:4-5; 6:56) в верующем пребывает Логос-Христос. Когда мы говорим, что во Христе мы причастны божественной природе, это не означает, что мы делаемся богами в таком смысле, как Богочеловек Иисус Христос. Это также не означает, что мы делаемся пантеистами. Это просто свидетельствует о новом творении. Воплощение Логоса означает переход от старого, ветхого, к новому, от тьмы и смерти к свету и жизни. В нас посеяна и восходит новая жизнь, и мы действительно преображаемся.


(Цитировать)
Албанский





Профиль

Тема: Re: Библейские чтения: Ин 1:1

Отправлено 27.10.2008 в 11:23


В нас посеяна и восходит новая жизнь, и мы действительно преображаемся.



Аминь.
Только надо чётко понимать, чем новая жизнь отличается от ветхой. Новая жиизнь - это Христос, т.е. это Крест - взятие грехов, это отдание себя. А Ветхая - это Адам, т.е. это гордыня - взятие "праведности" ("это не я, это жена"), это стяжание в себя. В этом то вся суть и соль, и об этом-то ничего и не услышишь. И, в результате, "преображение", как правило, понимается не в смысле позора Креста (не в уподоблении Христу), а в смысле сияния [само]праведности (т.е. в уподоблении антихристу).


(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.