Solus Christus

Mykola Danylov





Профиль

Тема: Нужна ли нам "беспричастная" месса/литургия?

Отправлено 28.08.2008 в 14:40


KlausAlb

Как известно, "Аугсбургское Исповедание" отмечает, что совершать богослужение с Причастием каждый день - нет никакой необходимости, а что месса с Причастием служилась у последователей Реформации по воскресеньям и иным праздникам. С тех пор однако у лютеран многое изменилось: у одних "причастная" литургия - раз в месяц, у других - два раза в месяц... Зато распространился обряд "беспричастной" мессы (литургии), ограничивающийся только Литургией Слова. А такие обряды богослужения как утренти и вечерни у лютеран вышли из употребления в нач. XVIII в., местами возродились лишь во второй пол. XIX.

Чесно говоря, у меня всегда было чувство, что "беспричастная" литургия - как-бы "незавершенная", и богословский смысл исключения Причастия, Литургии Таинства, из обряда "мессы" мне не вполне понятен; тем более поскольку в качестве "средств благодати" - наряду со "слышимыс Словом" - "видимое Слово" нам дается в Таинстве: так непонятно, на каком основании нам следует в неких случаях исключать из обряда это последнее, если у нас уже служится Литургия Слова.

По-моему, обряды "беспричастных" месс - это не самая исконная и не самая лучшая из лютеранских традиций, которая своим возникновением обязана в кон. XVII - нач. XIX в. периодам пиетизма и рационализма, когда сакраментальной жизни христианина придавалось небольшое значение.

В приходе, куда я хожу, "причастное богослужение" совершается во второе и четвертое воскресенье месяца, в первое же и третье - "беспричастное". Но вот с недавних пор, к моему большому одобрению, "исключающая Причастие" литургия/месса в 1 и 3 воскресене там заменена богослужением "обряда Утрени". И по-моему, это довольно хорошее решение. "Обряд Утрени" (в данном случае миссурийской ред., должно быть) включает по сути все духовно важные элементы прежней "беспречастной литургии": псалмы, коллекты, молитвы, Отче Наш, Символ веры, Евангелие, проповедь, гимны сменные и гимны обряда утрени постоянные ... плюс возможно и включение "общей абсолюции"; всё вместе может длиться никак не менее литургии "беспричастной". - Но в то же время, будучи богослужебным отрядом, отличным от собственно Литургии-Мессы, наличие утрени фактически служит к подчеркиванию особого статуса литургического-сакраментального богослужения, что по-моему совершенно правильно и в духе соотв. артикулов АИ.



Sensiblen

Доподлинно известно, что первые христиане постоянно праздновали причастие.



Дмитрий Зенченко

Апология АВ. Артикул XXIV (XII): О мессе.

"Прежде всего, мы должны еще раз сделать предварительное заявление, что мы не упраздняем мессу, но, напротив, со всем религиозным почтением [набожно] поддерживаем и защищаем ее. Ибо у нас мессы проводятся каждый Господень День, а также и по другим праздникам, когда, после предварительного испытания совести и отпущения грехов, причащаются все, желающие принять Причастие. Соблюдаются также у нас и традиционные публичные обряды, церковные тексты, молитвы, облачения священников и другие подобные вещи."



KlausAlb

Да, но с 1530 г. лютеранские церкви прошли долгую историю, в ходе которой господствующая приактика не всегда соответствовала данному постановлению Апологии АИ. (Как например и в вопросе частной исповеди). Во многих церквях "беспричастная" литургия остаётся нормой. Я не ставлю под вопрос доводы АИ о том, что нет необходимости служить (причастную) мессу каждый день - в конце концов, не должно происходить "тривиализации" Таинства в умах прихожан. Но я поддерживаю точку зрения, согласно которой для "беспричастных" богослужений - "обряду Утрени" и "обряду Вечерни" следет отдавать предпочтение перед распространенным у лютеран с конца XVII в и доныне (фактически-) обрядом мессы, ограничивающимся Литургией Слова и исключающим Литургию Таинства.



Александр Черепанов

Насколько мне известно, обряды литургии Слова в древней Церкви проводились с участием некрещеных (отсюда возглас «оглашенные, изыдите» в Литургии Иоанна Златоуста перед началом собственно причастной литургии). Получается, что проводя литургию без Причастия, лютеране сами себя низводят до положения катехуменов (а православные насмехаются, называя протестантов «вечными оглашенными» – что, м. б., и верно в отношении реформатов, учитывая их понимание Вечери Господней, но вряд ли должно относиться к лютеранам).



(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.