Solus Christus

Mykola Danylov





Профиль

Тема: Элевация, епиклесис, анамнесис...

Отправлено 28.08.2008 в 14:53


KlausAlb

Как известно, Лютер совершенно исключил канон Мессы, в существовавшей в то время форме, из своих обрядов литургии, что и стало почти повсеместной практикой в лютеранских евхаристических обрядах на долгое время.

Теологические основания к этому хорошо известны: лютеране единогласно отвергают учение о якобы возобновлении людьми в Евхаристии приносимой жертвы Богу за человеческие грехи, а рассматривают Таинство Причастия Тела и Крови Христивых как Божественную Службу для людей - в ходе которой Сам Бог даёт людям средства благодати (а не люди приносят/возобновляют жертву Богу); причем получение людьми этого дара происходит как суверенное Божественное благодеяние, а не творится произвольно людьми.

И действительно, как полагают - именно с целью исключения подачи повода к римо-католическому восприятию Евхаристии как приносимой людьми жертвы, Лютер составил обряды так, чтобы Установительные Слова - слова Самого Христа - не были частью обрашенной к Богу людской молитвы (епиклесиса-анамнесиса и проч.). См. об этом также в "Обзоре евхаристического обрада..."

Итак епиклесис - призывание Св. Духа - считается противниками его неприемлимым прежде всего постольку, поскольку может создать впечатление, будто Освящение производится, вызывается людьми путем/благодаря произнесения такой молитвы. В Deutsche Messe Лютер перенес молитву "Отче наш" с её места после Освящения на место перед Освящением, фактически задействовав её в роли и на месте прежнего инвокационного элемента Канона Мессы, соответствующего восточному евхаристическому епиклесису (N.Nagel, "Holy Communion", в: Lutheran Worsip: History and Practice, 1993).

Лютер в Deutsche Messe одобрял элевацию - преподнятие Св. Даров для (благоговейного) обозрения приходу - и в Formula Missae допускал элевацию, причем во время Sanctus - перенесенного им в данном обряде, однако, уже после Установительных Слов. Однако во многих лютеранских церквях (особенно Германии) элевация оказалась исключена постольку, поскольку рассматривалась как пережиток римо-католической адорации Сакрамента - что воспринималось как элемент "суеверий", связанных с представлениями о жертвенном характере Евхаристии.

Однако в определенном виде епиклесис, анамнесис, и элевация маргинально сохранились, либо просто возродились, в современном лютеранстве, в ходе литургического возрождения, начавшегося в XIX в. Как представляется, первой к подобным формам пришла (точнее, вернулась) Церковь Швеции. В практике лютеран Российской Империи, "причастный" епиклесис присутствовал в обрядах Имперского служебника 1897 г., а ныне обряды Церкви Ингрии включают епиклесис элементов (консекрацио-епиклесис).

Сторонники допущения епиклесиса в частности рассуждают, что если епиклесис (инвокация Св. Духа) не оспаривается в лютеранских обрядах Таинства Крещения - то в подобном качестве и на подобных основаниях ей вполне есть место равно и в обряде Таинства Евхаристии. Сторонники епиклесиса, анамнесиса и элевации указываю также на то, что борьба - путем исключения таких обрядов - с пережитками "жертвенных" представлений о Евхаристии возможно была оправдана в эпоху Реформации, но уже давно потеряла в лютеранстве любую практическую актуальность. Впрочем, даже если рассматривать Эпиклесис как некий вид "сотрудничества" с Богом священнослужителя (который, вообще-то, представляет при Евхаристии Самого Христа) в деле преподания церкви Тела и Крови людям - это само по себе никак не означает учения о жертвенном характере Евхаристии. (Похожие соображения относятся и ко включению в евхаристические молитвы анамнесиса - воспоминовению Божих благодеяний людям во Христе).

Вопрос о правильности, или вообще допустимости, епиклесиса и анамнесиса в лютеранской Евхаристии и доныне является предметом острых споров и "принципиальных позиций"; в наше время также известны случаи, когда гости из некоторых лютеранских церквей отказывались подходить к Причастию, протестуя против практики элевации. Хотелось бы услышать мнения участников об этом предмете и о реально-установившейся практике в случаях, когда агенды допускают вариантность в этом вопросе.



(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.