Solus Christus

ternovnik





Профиль

Тема: Я лютеран люблю богослуженье.Размышление о строке из Тютчева

Отправлено 12.05.2009 в 15:20


Mikhail

Некоторые новоявленные вероучения по сути своей далеки от Христа; другие, не противореча в главном христианской вере, все-таки дробят эту могучую полноводную реку жизни на мелкие ручейки. Опасения православных россиян справедливы и объясняют появление в 1997 году принятого Думой закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
К нам нередко приходят письма, в которых читатели задают вопрос: кто такие лютеране? Когда они впервые появились на Руси? Что связывает и разделяет православную и лютеранскую конфессии? С этими вопросами мы обратились к диакониссе лютеранской церкви "Святая Троица" в Москве Нине Александровне Юртаевой.

Я разделяю тревогу многих россиян, - ответила Нина Александровна, - по поводу несчетного количества сект и деноминаций, распространившихся в нашей стране за последние 10-15 лет. Некоторые новоявленные вероучения по сути своей далеки от Христа; другие, не противореча в главном христианской вере, все-таки дробят эту могучую полноводную реку жизни на мелкие ручейки. Опасения православных россиян справедливы и объясняют появление в 1997 году принятого Думой закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Однако, будь моя воля, я бы добавила в закон положение о том, что в России лютеранство - ближайший союзник и помощник православия. Подтверждение этому - вся наша история: первые лютеране появились на Руси в годы правления Василия Третьего, еще при жизни великого немецкого реформатора Мартина Лютера (1483-1546). Свое летоисчисление лютеране в России ведут с 1576 года, когда в Немецкой (или Яузской) слободе в Москве была возведена первая небольшая деревянная кирха. Первым пастором первой лютеранской общины стал Тиман Бракель. Подлинного расцвета лютеранство в России достигло при Петре Первом и Екатерине Второй. Именно в их правление к России присоединялись западные губернии, в нашу страну хлынули европейские переселенцы. Всем им было разрешено сохранить свою веру, для многих из них строились лютеранские кирхи.

Позволю на миг от истории перейти к поэзии, лирике. Многие, наверное, помнят стихи Федора Ивановича Тютчева, который, оставаясь православным, написал такие строки:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
(1834)

Объяснения этим стихам можно давать самые разные: Тютчев, находясь на дипломатической службе, долгие годы жил в Германии и охотно посещал лютеранские кирхи. Его женами были лютеранки: рано умершая Элеонора и сменившая ее Эрнестина. Но главное объяснение в другом: Федор Иванович своим чутким сердцем ощутил глубинное родство между лютеранством и православной верой.

Тютчев был православным, но при этом отдавал свое сердце лютеранам. А хотите, назову имена великих российских лютеран? Правда, некоторые из них перешли в православие, но закваска у них всегда оставалась лютеранской. Это - физик и математик Эйлер, архитектор Виттберг, драматург Фонвизин, поэты Дельвиг и Кюхельбекер, художник Брюллов, флотоводец Крузенштерн, полководец Кутузов. А вспомните имена российских государственных деятелей - Нессельроде, Плеве, Витте: Всех не перечислить. Сами российские города благодаря деятельности переселенцев- лютеран и их потомков стали менять свое обличье, получили европейский вид. Первая частная аптека в Петербурге была открыта немцем Берентом, первая школа для слепых детей - Константином Гротом, первый приют для неизлечимо больных - Александром Ферманом. Тогда же в Москве два интерната - для слабовидящих и глухонемых детей - создает лютеранский епископ Генрих Дикгоф. Вместе с лютеранством в России стали утверждаться понятия о христианском гуманизме, о высокой европейской образованности.

В нашей стране две важнейшие исторические христианские конфессии - православие и лютеранство - всегда жили и работали в мире и согласии. Еще при Петре Великом учрежденный в 1721 году Святейший Синод стал основным органом, курирующим лютеранские общины в России, ему было поручено перевести на русский язык и напечатать для широкого чтения катехизисы Мартина Лютера. Тогда же были разрешены смешанные в религиозном отношении браки между православными и лютеранами. До 1917 года в России жило около семи миллионов лютеран, включая население Финляндии, Прибалтики, провинции и области, населенные немцами Поволжья и Южной Украины.

Что же такое лютеранство? В чем основная доктрина и теологическое обоснование этой важнейшей христианской конфессии?

Бог использовал Мартина Лютера, чтобы смести покров тьмы, которым грешное человечество всегда хотело окутать Евангелие. Лютер указал на вечную Божию истину, что "человек оправдывается верою, независимо от дел Закона" (Рим. 3:28 ) . Спасение - это дар Божий, и мы получаем его только через веру в Иисуса Христа, как об этом писал еще апостол Павел. И, наконец, единственным авторитетом для нашей веры в жизни является Священное Писание.

Лютеранство возникло на волне борьбы со злоупотреблениями в 16 веке в Римско-Католической Церкви, у которой, кстати, всегда были непростые отношения с православием. Обе эти конфессии (лютеранство и православие) всегда противились примату Папского престола, пытавшегося подчинить себе всех христиан, устанавливая свое посредничество между верующими и Христом. Посредничество это принимало иногда вызывающие формы (грабительские поборы, индульгенции), стремление вести церковную службу на непонятном простым христианам латинском языке. Не признавая никаких иных посредников между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа, лютеранская церковь, уважая христианских святых, пользуясь примером их жизни и веры, отвергает, тем не менее, поклонение святым и их мощам, поклонение иконам. В отличие от католиков и православных, лютеране признают два основных Таинства, которые установил в Евангелии сам Иисус Христос: крещение и причастие. При причастии верующие получают благодать Божию через хлеб и вино, тождественные крестной жертве, то есть причащаются Телом и Кровью Господа.

Здесь вы можете найти и сходство и отличия в вероисповедании православных и лютеран. Главное же принципиальное отличие в следующем: у лютеран - спасение человека только в руках Господа; у православных - спасение человека есть акт совместного творчества Бога и человека.

Лютеранская Церковь в России после 1917 года пострадала от большевизма больше, чем любая другая конфессия. Многие пасторы были объявлены шпионами и расстреляны, многие отправлены в ссылку и тюрьмы; фактически эта церковь была уничтожена. К началу перестройки в 90-е годы все пришлось воссоздавать заново. Сейчас в России насчитывается 265 тысяч лютеран. Но это число быстро возрастает, поскольку ежегодно выпускают новых пасторов и диаконов две лютеранские семинарии: в Новосаратовске (для церквей немецкой традиции) и в Колтушах (для церквей скандинавской традиции). Нет никаких оснований считать, что лютеранская церковь "соперничает" с православной, занимается прозелитизмом. Напротив, у нас есть только желание плодотворного сотрудничества, взаимной помощи в христианском просветительстве, в диаконической работе, в раздаче гуманитарной помощи бедным, пожилым и больным.

Наш приход "Святая Троица" организовал воскресную школу по изучению Библии для молодежи, долгое время шефствовал над Домом малютки, сейчас активно помогает духовно и материально несовершеннолетним, находящимся в приемнике-распределителе МВД.

А свои заметки я завершу стихами Тютчева, которого мы, лютеране, считаем таким же своим, как и православные.

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы:
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа:
(1857)

Что может быть в наш век насилия и унижения людей современнее этих слов?!

Владимир Клименко, христианский журналист.








(Цитировать)
ternovnik





Профиль

Тема: Re: Я лютеран люблю богослуженье.Размышление о строке из Тютчева

Отправлено 12.05.2009 в 15:22



Mykola


Прекрасное стихотворение, одно из любимых мною, как и вообще творчество Ф. Тютчева... Только ведь как его не интерпретировали в России: одни считали, что в нем звучит неприкрытая симпатия поэта к лютеранству; другие, наоборот, усматривали в нем явную для автора "пустоту" и мистическую "ущербность" этого вероучения. Но, как бы там ни было, Федор Иванович отчетливо сказял "я.. люблю", поэтому вторая теория мне кажется более спекулятивной.

Проблема здесь и в том, что русские писатели всегда очень чутко улавливали атмосферу, но, как правило, были поверхностно, слабо знакомы с особенностями вероучения и практики церкви (как православной, так и какой-либо другой) (Гоголь здесь - приятное исключение, но и он в отношении иноверцев весьма тенденциозен). Вспомним, как Бунин в "Окаянных днях" с умилением вздыхает о таинственных богослужения ПЦ при старом режиме и, в то же время, признается, что имел прежде контакт с церковью разве что во время похорон сотрудников по журналу...

Лишь одно в интервью с ув. диакониссой по-прежнему огорчает (хотя в России, наверное, своя религиозная специфика и по-другому говорить "иноверцу", видимо, нежелательно). То, что ЛЦ и ПЦ долгое время мирно сосуществовали, - правда, однако ЛЦ при этом оставалась все же церковью "лиц иностранного происхождения". Учитывая то, что в современной России хотя бы формально Церковь отделена от государства, декларировать дореволюционные принципы "пакта о ненападении" - значит снова обрекать лютеранство на превращение в немецко-скандинавский "культурный клуб". Когда же и вспомнить о ЛЦ, как не врамках проведения, скажем, Дня немецкой культуры в РФ? (Друзья, не подумайте, к немцам, в т.ч. и "нашим", отношусь с глубоким пиететом, просто лютеранство - это нечто большее, нежели религия в одном отдельно взятом "Кукуе".) Но какая-либо иная политика ЛЦ в отношении евангелизации населения сразу же повлечет жесткую реакцию ПЦ, поэтому заранее взаимно раскланиваться я бы не советовал, ведь все может быть.



(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.