Solus Christus

Константин Карпов





Профиль

Тема: Демократические традиции русского народа.

Отправлено 29.05.2010 в 15:51


Нам настолько замутили голову всякие там "самодержавники", что само название темы кажется каким-то нелепым, даже мне. Вот написал, и смотрю - что за чушь? - какие такие демократические традиции у русского - ого! - народа? А вот были, и были не менее долгие, чем традиции абсолютистские! Русский (московский) царизм просуществовал с 13 по 19 век, пусть даже с 13-го, пусть - всё равно не больше 600 лет. А Новгородская РЕСПУБЛИКА простояла наперекор всем по крайней мере с 8-го по 14 век, - те же 600 лет, и была насильственно уничтожена.

Господин Великий Новгород.

Николай Михайлович Карамзин. История Государства Российского:

«…Новгород покорился Иоанну [III], более шести веков слыв в Росси и в Европе Державою народною, или Республикою, и действительно имев образ Демократии: ибо вече гражданское присвоило себе не только законодательную, но и вышнюю исполнительную власть; избирало, сменяло не только посадников, тысячских, но и князей, ссылаясь на жалованную грамоту Ярослава Великого; давало им власть, но подчиняло ее своей верховной; принимало жалобы, судило и наказывало в случаях важных; даже с московскими государями, даже с Иоанном заключало условия, ВЗАИМНОЮ клятвою утверждаемые; одним словом, владычествовало как собрание народа афинского или франков на поле Марсовом, представляя лицо Новагорода, который именовался ГОСУДАРЕМ. … Сердцем и главным составом сей державы были огнищане, или житные люди, то есть домовитые, или владельцы: они же и первые воины, как естественные защитники отечества; из них выходили БОЯРЕ, или граждане, знаменитые заслугами. Торговля произвела купцов: они, как менее способные к ратному делу, занимали вторую степень; а третью – свободные, но беднейшие люди, называемые черными. Граждане МЛАДШИЕ явились в новейшие времена и стали между купцами и черными людьми. Каждая степень без сомнения имела свои права: вероятно, что посадники и тысячские избирались только из бояр; а другие сановники из житных, купцов и младших граждан, но не из черных людей, хотя и последние участвовали в приговорах веча. …
История Новагорода составляет любопытнейшую часть древней Российской. В самых диких местах, в климате суровом основанный, может быть, толпою славянских рыбарей, которые в водах Ильменя наполняли свои мрежи изобильным ловом, он умел возвыситься до степени державы знаменитой. … [Новгород] воевал и купечествовал; еще в X веке торговал с Царемградом, еще в XII посылал корабли в Любек; сквозь дремучие леса открыл себе путь до Сибири и, горстию людей покорив обширные земли между Ладогою, морями Белым и Карским, рекою Обию и нынешнею Уфою, насадил там первые семена гражданственности и Веры христианской; передавал Европе товары азиатские и византийские, сверх драгоценных произведений дикой натуры; сообщал России первые плоды ремесла европейского, первые открытия искусств благодетельных; славясь хитростию в торговле, славился и мужеством в битвах, с гордостию указывая на свои стены, под коими легло многочисленное войско Андрея Боголюбского; на Альту, где Ярослав Великий с верными новогородцами победил злочестивого Святополка; на Липицу, где Мстислав Храбрый с их дружиною сокрушил ополчение князей суздальских; на берега Невы, где Александр смирил надменность Биргера, и на поля Ливонские, где орден Меченосцев столь часто уклонял знамена пред святою Софиею, обращаясь в бегство. Такие воспоминания, питая народное честолюбие, произвели известную пословицу: КТО ПРОТИВ БОГА И ВЕЛИКОГО НОВАГОРОДА? Жители его хвалились и тем, что они не были рабами моголов, как иные россияне: хотя и платили дань ордынскую, но великим князьям, не зная баскаков и не быв никогда подвержены их тиранству.
… Святители новогородские, избираемые гласом народа, по всеобщему уважению к их личным свойствам, превосходили иных достоинствами пастырскими и гражданскими; истощали казну свою для общего блага; строили стены, башни, мосты и даже посылали на войну особенный полк, который назывался ВЛАДЫЧНИМ; будучи главными блюстителями правосудия, внутреннего благоустройства, мира, ревностно стояли за Новгород и не боялись ни гнева митрополитов, ни мести государей московских. – Видим также некоторые постоянные правила великодушия в действиях сего часто легкомысленного народа: таковыми было не превозноситься в успехах, изъявлять умеренность в счастии, твердость в бедствиях, давать пристанище изгнанникам, верно исполнять договоры, и слово: НОВОГОРОДСКАЯ ЧЕСТЬ, НОВОРГОРОДСКАЯ ДУША служило иногда вместо клятвы. – Республика держится добродетелию и без нее упадет. [!]

Здесь умолкает особенная история Новагорода. Прибавим к ней остальные известия о судьбе его в государствование Иоанна. В 1479 году великий князь ездил туда, сменил архиепископа Феофила, будто бы за тайную связь с Литвою, и прислал в Москву, где он через шесть лет умер в обители Чудовской как последний из знаменитых народных владык … Не мог вдруг исчезнуть дух свободы в народе, который пользовался ею столько веков, и хотя не было общего мятежа, однако ж Иоанн видел неудовольствие и слышал тайные жалобы новгородцев: надежда, что вольность может воскреснуть, еще жила в их сердце … Чтобы искоренить сей опасный дух, он прибегнул к средству решительному: в 1481 году велел взять под стражу знатных людей … , а скоро и всех главных бояр, коих имущество движимое и недвижимое описали на государя. Некоторых, обвиняемых в измене, пытали: они сами доносили друг на друга; но, приговоренные к смерти, объявили, что взаимные их доносы были клеветою, вынужденною муками … В 1487 году перевели из Новагорода в Владимир 50 лучших семейств купеческих. В 1488 году наместник новогородский, Яков Захарьевич, казнил и повесил многих житых людей, которые хотели убить его, и прислал в Москву более осьми тысяч бояр, именитых граждан и купцов, получивших земли во Владимире, Муроме, Нижнем, Переславле, Юрьеве, Ростове, Костроме; а на их земли, в Новгород, послали москвитян, людей служивых и гостей. Сим переселением был навеки усмирен Новгород. Остался труп: душа исчезла; иные жители, иные обычаи и нравы, свойственные самодержавию. …
» Том 6, глава 3. (Выделено автором)



(Цитировать)
Константин Карпов





Профиль

Тема: Республика держится добродетелию и без нее упадет.

Отправлено 03.07.2010 в 11:26


Был бы Николай Михайлович жив, думаю, получил бы выговор за "нелюбовь" к России и её обитателям. И ещё предупреждение за экстремизм.


(Цитировать)
Andreas





Профиль

Тема: Re: Демократические традиции русского народа.

Отправлено 04.07.2010 в 07:30


Он повторял то, что говорил Монтескьё (да и у Кальвина что-нибудь такое можно найти).


(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.