Solus Christus

Sibman





Профиль

Тема: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 24.09.2009 в 15:16


Я не так давно в Евангелическо-лютеранской церкви. До перехода в лютеранство был "евангельским христианином".
И еще будучи таковым, я начал понимать, что богословие "евангельских христиан" в плане оправдания верой не в полной мере евангельское, и отличается от богословия Д-ра Лютера.
А именно:

Вот позиция "евангельских":

А) Бог предлагает через проповедь принять Христа.
Б) Человек, своим свободным выбором, принимает Христа, то есть верит в Него.
В) Для того чтобы быть уверенным в спасении человек должен своей свободной волей и с помощью Бога прибавить к вере дела.

Вот лютеранская позиция, которую я полностью разделяю:

А) Бог предлагает через проповедь принять Христа.
Б) Человек, вообще без участия своей воли, принимает Христа, то есть верит в Него, потому что Бог избрал этого человека, даровав ему веру. Своими собственными усилиями человек НИКОГДА не сможет уверовать во Христа. Писание говорит, что никто не может назвать Иисуса Господом, кроме как Духом Святым.
В) Для того чтобы быть уверенным в спасении человеку необходима одна вера, дела же служат только для распознания истинности или ложности веры. если я верю и при этом творю дела, понимая, что дела следуют из веры, то я спасен.
Если даже взглянуть на это беглое сравнение, то можно убедится в правомерности утверждений Лютера, о том что под маской веры у многих скрывается надежда на закон.
Если я принимаю Христа своей волей, то это уже дело с моей стороны, а значит, я оправдываюсь верой + делами.

Однако у меня есть пока неразрешенный вопрос: на Суде люди будут судимы за отвержение Евангелия и Спасителя. То есть пред человеком все же будет стоять выбор - принять или отвергнуть. А значит, определенное волевое решение будет за ним, иначе за что тогла его судить.
Спаситель сказал: Се стою у двери и стучу, и кто отворит...
То есть будут те, кто отворит, и будут те, кто не отворит.
Это опять акт волевого выбора. И именно за свободный отказ от Бога некоторые люди будут осуждены.
Вопрос: в чем же в действительности заключается роль воли человека в спасении?
Помогите пожалуйста разобраться.




(Цитировать)
Andreas





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 25.09.2009 в 08:02


Я не могу отказать себе в удовольствии привести артикул II Формулы Согласия, который так и называется - "О свободной воле", в конспективном изложении. Там совершенно блестяще этот вопрос раскрыт.


II. О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ


STATUS CONTROVERSIAE

Принципиальный вопрос данной полемики:


  1. Поскольку воля человека может рассматриваться в четырех несхожих между собой состояниях, а именно: 1) до грехопадения; 2) начиная с грехопадения; 3) после возрождения; 4) после воскресения плоти — главный вопрос касается только воли и способностей человека во втором состоянии, а именно: какие духовные способности и силы человек имеет в себе после грехопадения наших прародителей и до возрождения, и способен ли он собственными силами, до возрождения Духом Божьим, склонить и подготовить себя к принятию милости Божьей, и принять [и постичь] милость, предлагаемую через Духа Святого в Слове Божьем и Святых [Божественно учрежденных] Таинствах.


УТВЕРЖДЕНИЕ

Чистое учение, трактующее данный артикул согласно Слову Божьему:


  2. 1. В этом вопросе наше учение, вера и исповедание заключается в том, что духовное понимание и мышление человека [полностью и всецело] слепы, и собственными силами человек не может понять ничего, как сказано в 1Кор.(2:14): “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно”.


  3. 2. Подобным же образом, мы веруем, учим и исповедуем, что невозрожденная воля человека не только отвращается от Бога, но также стала врагом Божьим, и, таким образом, она имеет склонность и желание к тому, что порочно и противно Богу, как сказано в Быт.(8:21): “...Помышление сердца человеческого — зло от юности его”. А также в Рим.(8:7): “Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут”. Да, как мертвое тело не может оживить себя к телесной, земной жизни, так и человек, мертвый по грехам своим, не может воскресить себя к духовной жизни, как об этом сказано в Ефес.(2:5): “И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом”, и во 2Кор.(3:5): “Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способности наши от Бога”.


  4. 3. Бог Дух Святой, однако, не производит обращения без особых средств, но использует для этой цели проповедь и слушание Слова Божьего, как сказано в Рим.(1:16): “...Потому что оно [благовествование Христово] есть сила Божия ко спасению всякому верующему...”. А также в Рим.(10:17): “Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия”.


  5. И такова воля Божья, чтобы Слово Его было услышано, и чтобы уши человеческие не были закрыты. (Пс.94:8). Этим Словом Дух Святой представлен, и Он открывает сердца так, чтобы они, как Лидия из Деян.(16:14), внимали ему, и, таким образом, были обращены только благодатью и силой Святого Духа, деяниями Которого только и обращается человек.


  6. Ибо без Его милости, и если Он не дарует роста — все наши старания и усилия, все, что мы насаждаем, сеем и орошаем — все это ничто, как сказал Христос в Иоан.(15:5): “...Без Меня не можете делать ничего”. Этими краткими словами Он отрицает, что свободная воля имеет свои силы и способности, и приписывает все милости Божьей, дабы никто не мог хвалиться пред Богом. 1Кор.(1:29); 2Кор.(12:5); Иер.(9:23).


ОТРИЦАНИЕ

Опровержение лжеучения:


  7. Соответственно, мы отвергаем и осуждаем все ниженазванные заблуждения, как противоречащие критериям Слова Божьего:


  8. 1. Граничащее с бредом заблуждение [безрассудный догмат] философов стоицизма, а также манихейцев, утверждающих, что все должно происходить именно так, как происходит, и не может происходить как-то иначе, и все, что делает человек — даже свои внешние, видимые поступки — он совершает вынужденно, и что к таким порочным деяниям, как невоздержанность, грабительство, убийство, воровство и т.п., он принуждается.


  9. 2. Мы отвергаем также заблуждение пелагиан, утверждающих, что человек своими собственными силами, без благодати Духа Святого, может обратиться к Богу, уверовать в Евангелие, быть от всего сердца покорным Закону Божьему и, таким образом, заслужить прощение грехов и жизнь вечную.


  10. 3. Мы отвергаем также заблуждение семипелагиан, которые учат, что человек своими собственными силами может начать свое обращение, но без благодати Духа Святого не может завершить его.


  11. 4. А также [мы не согласны], когда учат, что, хотя человек в проявлении своей свободной воли до возрождения слишком слаб, чтобы начать и своими силами произвести обращение к Богу, и чтобы от всего сердца повиноваться Ему, но все же, если Святой Дух, путем проповеди Слова, положил начало и, тем самым, предложил Свою милость, то человек по собственной воле, опираясь на свои собственные силы, может добавить к этому что-то, пусть малое и ничтожное, способствуя и помогая этому процессу, образуя и подготавливая себя к благодати, и что он может сам постичь и принять благодать и уверовать в Евангелие.


  12. 5. А также — что человек, после того как он был возрожден свыше, может полностью соблюдать и в совершенстве исполнять Закон Божий, и что такое исполнение [Закона] является нашей праведностью перед Богом, которой мы заслуживаем себе вечную жизнь.


  13. 6. Также мы отвергаем и осуждаем заблуждение энтузиастов, полагающих, что Бог без каких-либо средств [благодати], без слышания Слова Божьего, а также без использования Святых Таинств призывает людей к Себе и просвещает, оправдывает и спасает их. (Энтузиастами мы называем тех, кто ожидает небесного вдохновения Духа [небесных откровений] без проповеди Слова Божьего).


  14. 7. А также — что при обращении и возрождении [человека] Бог всецело искореняет внутреннюю сущность ветхого Адама, особенно — сущность разумной души, и, обращая и возрождая его, создает из ничего новую суть души.


  15. 8. А также — когда без объяснений применяются нижеприведенные утверждения, а именно: что воля человека до, во время и после обращения противодействует Духу Святому, и что Святой Дух дается тем, кто преднамеренно и упорно противостоит Ему. Ибо, как говорит Августин, при обращении Бог создает желающего человека из нежелающего и обитает в желающем.


  16. Что касается выражений древних и современных учителей Церкви, говорящих: Deus trahit, sed volentem trahit, т.е. “Бог привлекает, но Он привлекает желающего”; подобным же образом, Hominus volantas in conversione nonest otiosa, sed agit aliquid, т.е. “При обращении воля человека не тщетна, но также производит что-то”, — мы придерживаемся мнения, что, поскольку эти выражения были представлены для подтверждения сил и способностей естественной свободной воли в процессе обращения человека — вопреки учению о милости Божьей, они не укладываются в рамки здравого учения, и, следовательно, когда речь идет об обращении к Богу, их следует избегать.


  17. Но, с другой стороны, верно утверждение, что, при обращении, Бог, посредством Духа Святого, привлекает, и делает из упрямых и нежелающих людей — желающих, и что после такого обращения, путем проявления повседневного покаяния, возрожденная воля человека не тщетна, но также принимает участие во всех делах Святого Духа, которые Он совершает через нас.


  18. 9. Кроме того, написанное по этому поводу Лютером, а именно — что воля человека при его обращении совершенно пассивна, то есть что она не делает совершенно ничего — должно пониматься как respectu divinae gratiae in accendendis novis motibus, то есть — что Дух Божий, через услышанное Слово или отправление Святых Таинств, схватывает волю человека и производит [в человеке] новое рождение и обращение. Ибо когда [после того, как] Святой Дух достиг и совершил это, и воля человека бывает изменена и обновлена путем проявления одной лишь божественной силы Духа, тогда новая воля человека становится инструментом и орудием Бога Духа Святого, так, что он [человек] не только принимает благодать, но также содействует Духу Святому в последующих делах.


  19. Таким образом, до обращения человека существуют только две действующие силы, а именно: Святой Дух и Слово Божье, являющиеся орудиями Святого Духа, посредством которых Он производит обращение. Это Слово человек должен [действительно] услышать. Однако, не своими собственными силами, но исключительно посредством благодати и действия Святого Духа, он может получить и принять веру.

А что касается приводимого Вами места из Откровения, обратите внимание на то, что обращаются в нем к христианам. Ведь эти слова входят в отрывок, начинающийся: "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия..." (Откр.3:14), а заканчивающийся: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр.3:22).



(Цитировать)
Sibman





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 25.09.2009 в 08:54


Большое спасибо! Вопрос исчерпан


(Цитировать)
Andreas





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 25.09.2009 в 20:02


Дай Бог, чтобы так. Но Вы наверняка столкнетесь с пасторами, которые, именуя себя лютеранскими, придерживаются мнений, которые лютеранское вероучение отвергает, и отвергают мнения, которых лютеранское вероучение придерживается. Не удивляйтесь, когда столкнетесь с этим явлением. Вы предупреждены и должны быть вооружены знанием лютеранского вероучения, для сего по мере сил изучайте вероисповедные документы лютеранской церкви. В той же Формуле Согласия очень интересные артикулы о первородном грехе, оправдывающей вере, Законе и Евангелии и пр. Если Вы будете знакомы с вероучением, Вас эти люди с толку не собьют.


(Цитировать)
Mykola Danylov





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 25.09.2009 в 22:50


ФС
11. 4. А также [мы не согласны], когда учат, что, хотя человек в проявлении своей свободной воли до возрождения слишком слаб, чтобы начать и своими силами произвести обращение к Богу, и чтобы от всего сердца повиноваться Ему, но все же, если Святой Дух, путем проповеди Слова, положил начало и, тем самым, предложил Свою милость, то человек по собственной воле, опираясь на свои собственные силы, может добавить к этому что-то, пусть малое и ничтожное, способствуя и помогая этому процессу, образуя и подготавливая себя к благодати, и что он может сам постичь и принять благодать и уверовать в Евангелие.



Похоже, это и есть позиция "евангелистов" и многих других "неопротестантов".

наверняка столкнетесь с пасторами, которые, именуя себя лютеранскими, придерживаются мнений, которые лютеранское вероучение отвергает



Формальная проблема в том, что ФС и некоторые другие документы КС не входят в обязательный список вероисповедных документов многих "традиционных" ЛЦ (в т.ч., по-моему, и Вашей). (Паст. Дмитрий неоднократно упоминал об этом.) Поэтому по вопросам "одинарного предопределения", "иконичности" пресвитера на Литургии, восприятия римского папства и пр. и существует брожение в головах даже лют. пасторов. И, повторюсь, формально, с точки зрения их поместных церквей, они имеют право не разделять упомянутые пункты ФС, ААВ или ША.



(Цитировать)
Албанский





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 26.09.2009 в 08:56


Но Вы наверняка столкнетесь с пасторами, которые, именуя себя лютеранскими, придерживаются мнений, которые лютеранское вероучение отвергает, и отвергают мнения, которых лютеранское вероучение придерживается.


Да, а Лютера не любят и не понимают.

… Бог творит всё во всём и без Него ничего не совершается и не происходит. Он всемогущ, и это [беды, порочные желания, соблазны – А.] входит в Его всемогущество, как говорит об этом Павел в послании к эфесянам. Сатана и человек, согрешившие и покинутые Богом, не могут хотеть добра, т.е. как раз того, что угодно Богу, или чего Бог хочет. Постоянно занятые своими желаниями, они могут стремиться только к тому, что их самих каcается. Поэтому их воля и их природа, отвращённая от Бога, не есть ничто. Ведь и сатана, и нечестивый человек тоже не ничто, они наделены некой природой и волей, хотя эта природа и порочна и извращена. Эта частица природы, которая – мы говорим – есть в нечестивце и в сатане, не менее подвластна всемогуществу и влиянию Божьему, чем все прочие творения и создания Божьи, так как и эта частица – есть творение Божье. Значит, если Бог творит и создаёт всё во всём, то из этого необходимо следует, что Он также создаёт и творит в сатане и в нечестивце. Творит же Он в них в зависимости от того, каковы они, какими Он их находит. Это значит, что, хотя они и порочны и плохи, тем не менее они подвержены действию Божественного всемогущества так, как если бы они не совершали ничего порочного и злого. Подобно тому как если бы всадник ехал на коне, который хромал на одну ногу или на две ноги, и ехал бы так, как шёл его конь, т.е. плохо. Но как быть всаднику? Он ездит на этом коне и на хороших конях. На этом плохо, на том хорошо; он не может по иному ехать на этом коне, разве только конь у него поправится. Здесь ты видишь, что Бог, когда он действует на злых через злых, творит зло. Однако Бог не может творить зла; даже если Он творит зло через злых, потому что Он сам добр и не может творить зла; злых Он использует как орудие, которое не может избежать натиска и напора Его могущества. Значит, порок заключён в орудии, которому Бог не дозволяет бездействовать, и оно творит зло, несмотря на участие Самого Бога – точно так же, как если бы плотник стал плохо рубить зазубренным, тупым топором. Так и получается, что нечестивец не может не ошибаться и не грешить постоянно, потому что, после того как он попал под натиск Божественной власти, ему не дозволено бездельничать, и он должен хотеть, желать, поступать так, как это ему свойственно.
М.Лютер О рабстве воли. По изданию "Избранные произведения", Санкт-Петербург, "Андреев и согласие", 1994, - стр.294-295



Кстати, сравнение воли с конём восходит ещё к блаженному Августину, ссылку на аналогичное место у Августина Кальвин указывает здесь: http://www.jeancalvi...ru/institution/2/4/ в первом разделе.

Августин же высказывался ещё более определённо:
Если подходить к Писанию с должным вниманием, то оно свидетельствует, что не только добрая воля людей, которую сотворил в их сердцах Бог и, сотворив, ведёт их к добрым делам и вечной жизни,- не только она находится в Божьей власти. В его власти всякая воля, действующая в этой жизни. И пока она здесь, Бог направляет её куда захочет - либо на пользу ближним, либо во вред им, если Он хочет кого-нибудь наказать. И всё это Бог совершает по своему тайному, но справедливому суду


(Эта цитата взята мной из той же главы Наставлений Кальвина, раздел 7, там же есть ссылка.)


(Цитировать)
Andreas





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 26.09.2009 в 09:32


Формальная проблема в том, что ФС и некоторые другие документы КС не входят в обязательный список вероисповедных документов многих "традиционных" ЛЦ (в т.ч., по-моему, и Вашей). (Паст. Дмитрий неоднократно упоминал об этом.)



Как будто эти документы противоречат друг другу и содержат разное вероучение! Однако ФС просто раскрывает содержание Аугсбургского Исповедания. Например, по данному вопросу даже в Малом Катехизисе сказано:

5. ТРЕТИЙ АРТИКУЛ: Освящение
...в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную. Аминь.

6. Что это значит? Я верую, что не могу по собственному разумению, или своими силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или придти к Нему. Но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня Своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере. Также, как Он призывает, собирает, просвещает и освящает всю христианскую Церковь на земле и сохраняет ее с Иисусом Христом, в единой истинной вере. И в этой христианской Церкви Он ежедневно щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в Последний день Он воскресит меня и всех мертвых и дарует мне и всем верующим во Христа жизнь вечную.
Это непреложная истина.



В АИ сказано:

Артикул XVIII: О свободной воле
1. О свободной воле наши церкви учат, что человеческая воля обладает определенной свободой выбора в светской праведности и совершении дел, подвластных разуму.

2. Но она не имеет силы без помощи Духа Святого производить праведность Божью, то есть праведность духовную. Поскольку плотский человек ничего не принимает от Духа Божьего (1Кор.2:14).

3. Но эта праведность вырабатывается в сердце, когда Дух Святой принимается посредством Слова.

4. Об этом многократно говорил Августин в своей работе Hypognosticon (книга III): “Мы допускаем, что все люди обладают свободной волей, свободной до тех пор, покуда она имеет суждение разума. Не то чтобы тем самым она способна без Бога начать или хотя бы завершить что-либо из того, что относится к делам Божиим, но лишь то, что относится к делам сей жизни, благим или порочным.

5. ‘Благими’ я называю те дела, которые происходят от добра в природе, такие как желание трудиться в поле, есть и пить, иметь друга, одеваться [носить одежду], строить дом, жениться, откармливать скот, обучаться разнообразным полезным искусствам или любое другое благое дело, относящееся к этой жизни.

6. Ибо все это не обходится без зависимости от провидения Божьего. Да, от Него и через Него они зачинаются.

7. ‘Порочными’ же я называю такие дела, как желание поклоняться идолам, убивать и т.п.”

8. Наши церкви осуждают сторонников пелагианства и других, которые учат, что без Духа Святого, силой одного лишь естества, мы способны возлюбить Бога превыше всего, а также исполнять заповеди Божьи.

9. Ибо, хотя естество и способно в некотором смысле [до определенной степени] исполнять внешние деяния (так как оно способно воздерживаться от убийства и воровства), все же оно не может порождать такие внутренние побуждения, как страх Божий, упование на Бога, целомудрие, терпение и т.п.



Т.е. брать ли технический минимум или кандидатский - все равно получается одно.


Поэтому по вопросам "одинарного предопределения", "иконичности" пресвитера на Литургии, восприятия римского папства и пр. и существует брожение в головах даже лют. пасторов. И, повторюсь, формально, с точки зрения их поместных церквей, они имеют право не разделять упомянутые пункты ФС, ААВ или ША.



Наше славянское лютеранство очень напоминает мне персонажа истории, рассказанной бравым солдатом Швейком:

Вот, к примеру, в Эмаузском монастыре работал один помощником садовника. Решил он заделаться послушником, чтобы получить рясу и не трепать своей одежды. Для этого ему пришлось купить катехизис и выучить, как полагается осенять себя крестным знамением, кто единственный уберегся от первородного греха, что значит иметь чистую совесть и прочие подобные мелочи. А потом он продал тайком половину урожая огурцов с монастырского огорода и с позором вылетел из монастыря. При встрече он мне сказал: "Огурцы-то я мог продать и без катехизиса".



Придерживаться мнений, отвергаемых лютеранским вероучением, - притом будь то в малом катехизисе, в аугсбургском ли исповедании или в формуле Согласия - можно и без лютеранства. А вот зачем придерживаться таковых мнений в лютеранстве, - да еще и выдавать эти мнения за лютеранство - я не понимаю


(Цитировать)
Mykola Danylov





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 26.09.2009 в 21:59


Дело в том, что, насколько я понимаю озвученную мною выше позицию некоторых ЛЦ, помимо "парабиблейского" катехитического "минимального минимума" (вселенских символов веры, АИ и Малого Катехизиса д-ра М. Лютера) все остальное не может претендовать на роль незыблемо лютеранского, поскольку исторически не прошло рецепцию всеми поместными лютеранскими церквами. Другими словами, обвинять кого-либо в неконфессиональности по отношению к ФС можно только в том случае, если для его церкви ФС является авторитетным перманентным вероучительным документом. Я понимаю Ваши чувства и разделяю их, т.к. моя поместная церковь в своей конституции признает незыблемыми ВСЕ документы, входящие в дрезденскую КС 1570 г. Но для многих старинных ЛЦ документы, принятые после 1531 г., являются внутренней проблемой поиска единства лютеранских приходов Германии периода борьбы с внутренними ересями.

Заинтересованный человек, конечно, может увидеть имплицитно включенное именно "одинарное предопределение" в КК, - но лишь имея в арсенале ФС можно говорить об этом юридически-определенно. В противном случае, по данному вопросу пастор из "традиционных" ЛЦ формально не погрешает, разделяя точку зрения реформатства, поскольку осуждения ФС на его церковь якобы не распространяются.

Нечто подобное присутствует в вероучительных документах поместных православных церквей (в смысле ПЦ). Сам наблюдал, как часто верующие в дискуссиях размахивают друг перед другом решениями поместных соборов или окружных посланий (как, например, "Посланием восточных патриархов" против протестантов), - но увы! формально для РПЦ они являются лишь материалом для принятия к сведению, а не распоряжением к исполнению.


(Цитировать)
Andreas





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 27.09.2009 в 08:14


Я, в общем, не столько имею в виду частности, сколько наш первый и главный артикул. Конечно, можно возразить, что, раз он явно сформулирован в Шмалькальденских артикулах, его формально придерживаться необязательно. Но тогда можно объявлять себя лютеранами вообще на любом основании:

М а н ю ш к а (выбегает, целует Х е р у в и ма). Чем ты мне понравился, в толк не возьму. Желтый ты, как апельсин, но вот понравился! Вы, китайцы, лютеране?
Х е р у в и м. Лютеране, белье мало-мало стираем.
Михаил Булгаков, "Зойкина квартира"





(Цитировать)
Andreas





Профиль

Тема: Re: Прошу разъяснения. О вере и свободной воле человека.

Отправлено 27.09.2009 в 09:13


Албанский


Да, а Лютера не любят и не понимают.



За что же его любить-то? Он вынес из церкви все предметы торговли, продать прихожанам совершенно нечего. Остается десятину вымогать, но не всякий пастор может доказать, что является потомком Левия.


(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.