Solus Christus

пастор Дмитрий Зенченко





Профиль

Тема: Происхождение человеческой души

Отправлено 11.09.2008 в 04:27


пастор Дмитрий Зенченко

Ответ на вопрос, присланный по электронной почте. Возможно, кто-нибудь пожелает дополнить.

Как Лютеранская Церковь отвечает на вопрос о происхождении человеческой души?

Известно, что александрийская богословская школа придерживалась взгляда о предсуществовании душ и о том, что грех появился еще до творения времени. Но многие христиане увидели в этом учении, наиболее известным представителем которого был Ориген (в Средние века – Иоанн Скотт Эригена), сильное языческое влияние – противопоставление души и тела. Если душа существовала еще до сотворения тела, то есть Бог творил человека без тела (как ангела), то в таком случае тело оказывалось чем-то второстепенным и даже ненужным, оно могло пониматься как «темница души». Кроме того, учение о предсуществовании душ до земной жизни разрушало представление о единстве человеческого рода. Поэтому большую популярность обрели две другие теории. Одна – о творении Богом каждой отдельной души при рождении или зачатии (креационизм), - была принята в основном на Востоке. Креационизм опирался на библейскую историю раздельного сотворения тела и души первого человека, а также на учение о нематериальной природе души. Главными сторонниками креационизма были Иероним и Иларий Пиктавийский. Другая теория – о наследовании души, как и тела, от родителей (традуционизм), была принята на Западе. Эта теория исходила из того, что Св. Писание свидетельствует о единократном акте творения человека и даровании ему души. Ева произошла от Адама и наследовала свою душу от Адама. В пользу рождения («отпочковывания») душ детей от душ родителей приводились такие высказывания как «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:6) и др., а также случаи наследования способностей, не зависящих от полученного детьми образования. Нужно отметить, что традуционизм хорошо соотносился с принятым в западной традиции учением о наследовании первородного греха. Первым, кто заявил о традуционистском взгляде на происхождение души, был Тертуллиан, другими известными сторонниками традуционизма сделались Руфин, Аполлинарий Лаодикийский, Григорий Нисский. Августин колебался между креационизмом и традуционизмом. Лев Великий объявил традуционизм учением Вселенской Церкви. Ранние схоласты уже больше склонялись к креационизму. Против традуционизма они выдвигали соображения философского характера: это учение казалось противоречащим представлению о душе как чистой и неделимой (простой) духовной субстанции. Схоласты задавались вопросом: если душа ребенка происходит от душ отца и матери, то не означает ли это деление и смешение неделимых и чистых субстанций? Кроме того, в традуционизме стали находить скрытое учение о предсуществовании душ (в родителях) и материализм. В конце концов, креационизм победил и на Западе, а Фома Аквинский даже объявил традуционизм ересью. Однако в эпоху Реформации традуционизм вновь был возрожден. Лютер был традуционистом, и такая точка зрения сделалась преобладающей среди лютеранских богословов. Кальвин, напротив, был креационистом, и креационизм стал общим в реформатских церквях. Среди протестантских богословов были, разумеется, и исключения; отдельные богословы даже пытались вернуться к старой александрийской теории о предсуществовании душ. Между креационистами и традуционистами возникали и христологические разногласия.

Лично мне ближе традуционизм, который никак не подразумевает, что Бог соединяет чистую, невинную душу с повреждающим ее телом, и не делает тем самым Бога виновником зла. Но я рассуждаю с точки зрения традуциониста, и нужно учесть, что креационист может видеть наследование первородного греха иначе. Кроме того, я наблюдаю, что Бог в основном творит не непосредственно, но посредством уже сотворенного. Но это, конечно, не означает, что Бог не может творить каждую отдельную душу непосредственным образом. Поскольку Св. Писание не дает точного ответа на вопрос о происхождении души, то, несмотря на традиционные традуционистские предпочтения лютеран, этот вопрос в лютеранском богословии строго не определен.



Mykola Danylov

Мне тоже с точки зрения наследования первородного греха традуционизм кажется логичнее (хотя логичное в богословии далеко не всегда верное). А как "креационисты" объясняют врожденную греховность человека? Ведь их точка зрения, по сути, делает Бога творцом греха (т.е. испорченной составляющей природы человека).



(Цитировать)
Александр





Профиль

Тема: Re: Происхождение человеческой души

Отправлено 30.09.2008 в 16:49


Я придерживаюсь точки зрения, что все люди были сотворены одновеременно с Адамом и находились в нём, как в матрёшке. В нём же они все и согрешили (Рим.5:12), и потому виновны в первородном (адамовом) грехе. Возможно, что в Адаме находились только мужчины, а женщины находились в Еве и согрешили "в ней", а возможно - все находились в Адаме, а Ева единственная была отделена от него ещё до грехопадения (что не меняет дела, поскольку согрешила и она). Их души содержательно не отличались от души Адама и поэтому все находились в его теле. После грехопадения Адама все остальные души были изъяты из него и отправлены в иное место, а Адам остался со своей единичной душой и прожил свою, адамову, жизнь до смерти. Когда же Бог желает дать жизнь очередному человеку, Он осуществляет зачатие, вследствие которого появляется тело, и вселяет в него предназначенную для него душу, взятую из этого места. Естественно, все эти души уже согрешившие ("в Адаме") и виновные.


(Цитировать)
admin



Тема: Re: Происхождение человеческой души

Отправлено 31.03.2009 в 07:47


Восстановлено сообщение:

Mary-like
С происхождением души человека, слава Богу, всё понятно.
Однако же, есть вопрос: душа и дух - это одно и то же или это что-то отдельно существующее. Я знаю множество мнений, своё понимание у меня также, имеется, но может я узнаю что-то ещё? Есть у кого какие-либо идеи?



(Цитировать)
olherd





Профиль

Тема: Re: Происхождение человеческой души

Отправлено 10.04.2009 в 16:59


Из стиха "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою"(Быт.2:7) ясно видно, что плоть и дух являются составляющими человеческой души.


(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.