Solus Christus


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня последнее Пасхальное воскресенье — Неделя о слепом, которая совпала с праздником Победы и круглой датой — 65-летием со дня этого исторического события в жизни нашего народа.

Замечательно, что память об этом важнейшем в истории Отечества событии сохраняется, несмотря на то, что естественным образом время, отделяющее нас от дня Победы, становится все более продолжительным.

Сегодня в граде Москве и во многих других городах проходят парады. Люди выражают свою радость и гордость, прославляют ветеранов. Мы как Церковь в этот воскресный день совершаем памятование о Великой Победе теми средствами, которые соответствуют призванию Церкви: мы сейчас не на параде, а в храме, и мы возносим молитву Господу о нашем Отечестве, о народе нашем. Мы возносим молитву о ветеранах и, конечно, заупокойную молитву о тех, кто жизнь свою отдал на поле брани, в плену, в заточениях, в горьких работах, кто погиб от голода и холода, как это было в осажденном Ленинграде и в других местах. Неизмерима бездна человеческого страдания. Но Церковь взирает на все то, что произошло с нашим народом, тем духовным зрением, которое ей дано.

Учитывая совершенно особое значение Дня Победы в Великой Отечественной войне для нашего народа, я благословил, чтобы с сегодняшнего дня — со дня 65-летия Победы в Великой Отечественной войне — каждый год 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви совершался особым чином благодарственный молебен, подобно тому, как после Отечественной войны 1812 года по благословению Святейшего Правительствующего Синода во всех храмах совершался особый благодарственный молебен, чин которого дошел до нашего времени.

Одновременно в этот же день, как некогда повелел наш Собор, будет и впредь совершаться особое поминовение усопших вождей и воинов, на поле брани и в иных обстоятельствах в Великой Отечественной войне жизнь свою за веру и Родину отдавших.

Сегодняшнее празднование 65-летия Победы совпало, как я уже сказал, с последним Пасхальным воскресеньем, когда мы вспоминаем чудесное исцеление Спасителем слепого. Господь избавил несчастного человека от естественной физической слепоты — болезни суровой, которая налагает на людей печать особого страдания. Он избавил его от этой болезни по любви Своей — без всяких особых заслуг со стороны того человека. Он даровал ему, наверное, самое главное и самое важное, что было у того человека в мыслях и в надеждах — обрести зрение.

Кроме физического зрения, как мы хорошо знаем, каждый человек обладает внутренним зрением — способностью в той или иной мере прозревать то, что происходит вокруг него. Это внутреннее зрение имеет очень большое значение для жизни человека, его судьбы, для судьбы всего человеческого рода. Если люди теряют способность прозревать смысл происходящего с ними и с теми, кто их окружает, то они попадают в порочный и страшный круг повторения одних и тех же исторических ошибок. С такими людьми происходит то, что может происходить только с человеком, лишенным мудрости, когда такой человек постоянно повторяет ошибки — и свои собственные, и ошибки других. Духовное зрение — это способность видеть и понимать сделанные ошибки, извлекать из опыта прошлого важный урок для себя. Духовное зрение есть также способность избегать ошибок в будущем.

Церковь взирает на минувшую войну не так, как смотрят на нее историки или политики. У Церкви особый взгляд, особый угол духовного зрения. Именно Церковь является хранительницей той великой правды, что все в мире проистекает от соприкосновения добра и зла. И когда добро побеждает, то последствия одни; а если зло побеждает, то последствия другие.

Мы знаем, что происходило в народе нашем после кровавых событий начала XX века. Сколько же было неправды, зла и человеческих страданий! Но Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших, как то было не единожды в истории рода человеческого. И потому мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны — это и есть религиозное понимание.

Конечно, у войны были и свои, человеческие причины — злая, безумная воля определенного круга людей. Но ведь и та злая воля была затем проведена через горнило искупления. Пред Богом не исчезает ни одно слово, ни одно дело; и Бог восстанавливает справедливость не только после нашей смерти и не только на Страшном суде. Бог нередко восстанавливает справедливость и в течение жизни одного поколения.

Как же мы должны дорожить подвигом одного поколения! Как мы должны благоговеть перед этой кровью! Как мы должны благодарить Бога за победу, за то, что пролитие крови не обернулось поражением и новыми скорбями, которых уже никогда бы не выдержало наше Отечество! С какой благодарностью мы сегодня должны возносить к Нему свои взоры и свои молитвы за подлинное избавление страны нашей!

Когда какие-то доморощенные историки говорят нам, что здесь, у нас, зло было не меньшее, чем там, они дальше носа своего не видят и за своим весьма примитивным и греховным анализом не видят Божественной перспективы. У них другой угол зрения, чем тот, о котором мы сегодня говорим.

Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех, но явила нам великую славу и силу нашего народа. Мы победили самого страшного врага, которого никто не мог победить, и этой победой Бог словно говорит нам: «Вы можете. Не грешите. Не склоняйте свою голову перед грехом. Живите по Моей правде, и вы все сможете».

Мы сегодня проходим через какие-то кризисы, какие-то неурядицы — все это забывается даже не за жизнь одного поколения, а за один месяц или один год. Но ведь всем этим обычным, каждодневным жизненным проблемам мы отдаем сегодня все свои силы и не видим стратегической Божественной перспективы, которую мы как народ должны видеть.

Значение сегодняшнего дня в том, что мы через воспоминание нашей Великой Победы способны обрести то зрение, которое является самым важным. И то, что в день 65-летия Победы мы вспоминаем чудо исцеления слепого — дивное совпадение. Наша молитва сегодня о том, чтобы мы никогда не теряли своего внутреннего духовного зрения, а те, кто потерял, — чтобы обрели его. И тогда больше не потребуется никаких всенародных искупительных жертв.

Мы имеем силу побеждать, а вместе с ней и великую ответственность не уклоняться от этой исторической обязанности быть победителями.

Сейчас мы в первый раз совершим благодарственный молебен о Великой Победе и будем просить Господа об Отечестве своем, о народе нашем, о духовном зрении, без которого невозможно идти вперед, — дабы День Победы не только обращал наш мысленный взор в прошлое, но помогал уверенно, с надеждой на Бога идти в будущее. Аминь.

Патриарх Кирилл. ХХС 09.05.2010

Комментарии

1. Зачем Христос проливал Свою кровь? -   Andreas
2010-05-11 в 14:32

Меня потрясает то, с какой очевидностью эта проповедь показывает отсутствие у православных правильного учения об оправдании. В самом деле, Писание говорит, что во Христе мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол.1:14), а тут патриарх рассказывает, что люди сами способны искупить свои грехи, проливая свою кровь! А зачем же Христос проливал Свою кровь? Неужели чтобы искупить Свои грехи?

Сравните, что пишет примерно по тому же поводу Кальвин:

Но св. Иоанн говорит совершенно иное: «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши». И далее: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Ин 2:1-2,12). Он. разумеется, обращается к верующим. Показывая им Иисуса Христа как умилостивление за грехи, он убеждает их, что нет иного удовлетворения, которым можно было бы примириться с Богом после нанесённых Ему оскорблений. Он не говорит: Бог однажды примирил вас с Собою во Христе, а теперь ищите других способов примирения. Нет, он показывает Христа как вечного Ходатая, который своим заступничеством постоянно возвращает нас в милость Отца, и как постоянное умилостивление, которым непрерывно очищаются наши грехи. Сказанное св. Иоанном Крестителем истинно вовеки: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин 1:29). Это Он, говорю я, и никто другой. То есть, будучи Агнцем Божьим, Он есть единственная жертва за грехи, единственное очищение и удовлетворение.

Поскольку право и власть прощать грехи принадлежат Отцу, Иисус Христос поставлен на второе место - как средство: Он принял на Себя наказание, которое полагалось нам, дабы изгладить из памяти оскорбления и обиды, нанесённые нами Богу. Отсюда следует, что мы не можем быть причастниками совершённого Им очищения, если не будем целиком воздавать Ему ту честь, которую похищают те, кто пытается умилостивить Бога своими удовлетворениями и воздаяниями.



Кальвин и Кирилл проповедуют не по-разному, а разное. Кальвин - Христа распятого, а кого проповедует Кирилл, я не знаю.

2. В огороде бузина, а в Киеве дядька. -   Константин Карпов
2010-05-10 в 10:34

Хренотень какая-то воще. Прямо так и подводит, подмывает возопить: "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство".
Благодарю Тебя, Господи, что Ты вывел меня оттуда!

Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.