Solus Christus


3 воскресенье Адвента

Предтеча Господа

Стих недели:

"Приготовьте путь Господу, ибо вот, Господь Бог грядет с силою."

Исайя40,3+10

„Хотя Царствие Божие придет само собой и без нашей молитвы, но мы просим в этой молитве, чтобы оно пришло к нам", - так говорит Мартин Лютер в своих объяснениях ко второму прошению в молитвеОтче наш". Мы нужны Богу, чтобы подготовить путь для Его грядущего Царства. Это мы увидим в это воскресенье на примере Иоанна Крестителя.

Псалом недели:

Псалом 84. Псалом просит Бога освободить пленников Иакова. Иоанн тоскует по такому Спасителю. Где наш плен? Где нам нужны избавление и милость?

Чтения из Ветхого Завета:

Исайя 40,1-8. Это обещание из Книги утешения Исайи сбылось в Иисусе Христе.

Послание:

1 Коринфянам 4,1-5. Мы должны быть домостроителями тайн Божьих. Как привратники мы должны приглашать и манить благим Словом Божьим.

Евангелие:

Матфей 11,2-10. Иоанн, Предтеча Иисуса, сам впадает в сомнение. И ученикам нужна близость и милость их Господа.

Церковный год

В предрождественское время нам четыре раза по-разному говорят: „В Иисусе Христе к нам придет Бог. Он придет! Он придет! Он придет! Он точно придет!" Словно свет маяка, льется во все стороны предрождественская весть. Как и послание в Откровении идет эта весть к самым разным слушателям. В первое воскресенье Адвента Иисус как Царь открыто идет к Своему народу. Во второе - Он приходит Спасителем язычников всех народов земли. В четвертое - нам говорят, что Иисус стоит рядом с каждым из нас и стучит (Откр. 3,20).

81


Сегодня, в третье воскресенье Адвента, мы можем найти утешение: Иисус придет даже к плененным и отчаявшимся (см. Лук. 24,13-35 и Иоан. 6,66-69). Иисус может сделать даже бедных и ничтожных предвестниками Благой вести.

О толковании Евангелия

Давайте сначала сравним наш текст с другими Евангелиями. Наш отрывок с вопросом Иоанна Крестителя мы можем найти еще, но только один раз, у Луки (7,18-23). У Луки более подробное описание. Но у него эта история приводится в совершенно ином контексте. Лука завершает свое повествование (Лук. 7,29-30) двумя стихами, которые отсутствуют у Матфея. Эти два стиха в Евангелии от Луки заставляют нас задуматься над тем, отношусь ли я к людям, которые воздают славу Богу, ведет ли меня Слово Божье к покаянию и изменению? Или я принадлежу к людям, которые отвергают волю Божью по отношению к себе? Горе нам, если мы отвергнем Божью милость и упустим час спасения! На это указывает и Матфей (11,20-24).

А теперь рассмотрим наш отрывок в контексте Евангелия от Матфея. В 11 главе Евангелия от Матфея мы достигаем вершины Евангелия. Все начинается снизу. Стакан воды, поданный немощному или бедному, в Царствии Божьем великое дело (ср. Мат. 25,40). Кто из нас не мог бы это сделать?! Давайте же примем это приглашение пойти благодатным путем Евангелия! Сам Иисус идет впереди. Он не только проповедует Евангелие бедным. Он воплощает его (стих 4-6)! Это утешение доходит до арестованного и отчаявшегося Иоанна. Но Хоразин, Вифюаида и Капернаум стали высокомерными. Иисус совершил там так много, но они не покаялись (стих 20-24). Предрождественское время - время покаяния. Мы думаем о себе, о наших общинах и о нашей Церкви. Мы стали высокомерными? Тогда давайте меняться! Перед Иисусом мы бедны и неразумны. Но Он хочет нас успокоить (стих 28). С Иисусом мы поем хвалебную песнь (Мат. 11,25-30). И вот мы достигли вершины, и в 17 главе Евангелия от Матфея Иисус находится с тремя избранными учениками на горе, где Он преображается. Потом опять спуск, чтобы Евангелие дошло до нищих и ничтожных.

Ключевая мысль проповеди

Иисус сам подтверждает Благую весть Бога: "Нищим проповедуется Евангелие." (Мат. 11,5. Переведено в соответствии с греческим оригиналом.) Мы же сомневаемся, задаем вопросы и ищем ответы. Пример Иоанна Крестителя учит нас, что

83


мы еще не совершенны и не готовы в вере. Мы всего лишь готовящие путь и предтечи Христовы.

Шаги к проповеди

1. Евангелие для нищих и ничтожных

Сначала мы попадаем к заточенному Иоанну. И ему нужно Евангелие, хотя он был предвестником Спасителя. Так мы обращаемся сами к себе. И мне, проповеднику, тоже необходимо утешение. И мы, „община святых", сначала сами нуждаемся в Спасителе.

- Иисус не только говорит об Евангелии для нищих. Он сам идет к нищим. Иисус взял и Своих учеников к нищим. Так давайте же подумаем, где у нас сегодня находятся нищие и убогие. Обыкновенный стакан воды может им помочь.

- Нищие и убогие - это те, кто соблазняются Иисусом (стих б). Относится ли Иоанн Креститель, терзаемый в темнице сомнениями, к таким людям? Иисус помогает ему. В Евангелии от Матфея (13,57) люди из Назарета соблазнялись Иисусом. Его презирают на Его собственной родине. Давайте вспомним, какое Божье благословение лежит на нас. Господь подарил нам такого свидетеля в вере как Мартин Лютер. Он благословил нашу Церковь. Что стало с нашей страной и нашей Церковью? Есть ли у Иисуса право на гражданство у нас? Прочти Евангелие от Матфея 26,31!

2. Он больше, чем пророк

Во второй части Евангелия (Мат. 11,7-11) речь идет о том, что Иисус хочет сделать с нами и при помощи нас.

- Что есть человек (Пс. 8,5)? Он может быть слабым и нерешительным. Или же расточительным, алчущим власти. Как одного, так и другого Бог может сделать своим орудием. Мы видим это на примере Петра и Павла.

- Бог избирает пророков, которые проповедуют Его Слово людям. В нашем послании говорится о домостроителях тайн Божьих. Они не могут сделать большего, чем ревностно проповедовать Евангелие. Каждый из нас может быть призван к этому, потому что Слово Божье не должно умолкнуть.

- Сам Бог дарит нам силы и полномочия. Так Иоанн Креститель указывал людям на Иисуса. „Ему должно расти, а мне умаляться." (Иоан. 3,30) Иоанн крестил Иисуса, но именно Бог дал Свое подтверждение этому. Тем самым обещание пророка сбылось (Мал. 3,1; Ис. 40,1-8).

О построении проповеди

В шагах к проповеди мы уже упомянули два основных момента, на которые падает акцент воскресного Евангелия. По ним мы и можем составлять нашу проповедь: 1. Как Иоанн Креститель смотрит на Иисуса.

85


Это взгляд из темницы, из нужды и сомнений: Ты ли Тот, Кто должен прийти?

Вместе с общиной мы задумываемся о том, в какой ситуации мы сами сидим в темнице. Или когда нами овладевает страх, болезнь или сомнения? Совсем ли мы покинуты Богом? Иисус наставляет нас: "Осмотритесь! Откройте ваши глаза и уши!" Вокруг нас и в самой истории столько знаков, свидетельствующих о силе Бога. 2. Как Иисус смотрит на Иоанна Крестителя. Это взгляд милости, которым Бог смотрит на нас. Наша слабость и враждебность злых сил не могут помешать Царству Божьему. Бог держит Свое слово, которое Он дал еще пророкам. С Иисусом наступило время, когда оно начало сбываться.

Пример из жизни

Франциск Ассизский (Италия), сын богатого торговца, проникся проповедью Евангелия о нищих. Он оставил все свои богатства и уединился вместе с тремя братьями по вере. Он чувствовал близость Христа. Он восхвалял величие Бога в творении. Смиренный, с хвалебными гимнами на устах, он скончался 3 октября 1226 года. Он является автором следующей молитвы:

"Господи, сделай меня орудием Твоего мира, чтобы я селил любовь там, где царит ненависть; чтобы я прощал, где обижают друг друга, чтобы я объединял, где бушуют ссоры; чтобы я пробуждал надежду там, где отчаяние мучает всех; чтобы я зажигал свет там, где царит тьма; чтобы я приносил радость туда, где заботы не покидают людей. Господи! Помоги мне в моих стремлениях: не чтобы меня утешали, а чтобы я утешал; не чтобы я был понят, а чтобы я понимал; не чтобы меня любили, а чтобы я любил. Ибо кто отдает, тот получает. Кто забудет себя самого - тот найдет. Кто прощает - тому простят. И кто с этим умрет - тот воскреснет для жизни вечной. Аминь."

87

Источник: Никого не увидели, кроме одного Иисуса.
Советы по составлению проповедей к чтениям из Евангелий
на все воскресные и праздничные дни церковного года.
СПб:. Теологическая семинария ЕЛЦ, 1998. С. 81-87.



Комментарии

1. Re: 3 воскресенье Адвента. Мф 11:2-10 -   Ирина Суслова
2008-12-11 в 23:02

Спасибо)


Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.