Solus Christus


Мартин Хемниц

Энхиридион. Служение, Слово и Таинства

Энхиридион Мартина Хемница


Введение

I Какова природа служения Церкви?

Это не гражданская власть, которою ведутся политические дела или решаются вопросы мира сего. Лук. 22:25-26; 2 Тим. 2:4. Также оно не является духовной властью, господствующей деспотично и открыто над Церковью Божией в вопросах веры. 2 Кор. 1:24; 1 Петр. 5:3. Также оно не является доходным делом или изощренным способом достижения корыстных целей. 1 Тим. 3:2-3, 8; 6:5; 1 Петр. 5:2. Но это - духовное, или церковное, служение, установленное и утвержденное Самим Богом для осуществления и исполнения обязательных дел Церкви, так что пасторы или проповедники являются и должны быть служителями Бога и Церкви в Царстве Христовом, домостроителями тайн Божиих. 1 Кор. 4:1; Кол. 1:25; 2 Кор. 4:5.

1 Каково же служение священников в Церкви? Это служение, или священство, поручено и вверено им Самим Богом через законное призвание

1) питать Церковь Божию истинным, чистым и спасительным учением Слова Божия (Деян. 20:28; Ефес. 4:11; 1 Петр. 5:2);

2) отправлять и преподавать Таинства Христовы согласно Его установлениям {Матф. 28:19; 1 Кор. 11:23);

3) правильно применять ключи Церкви или Царства Божия либо через отпущение, либо через оставление грехов (Матф. 16:19; Иоан. 20:23), исполняя это и все прочее служение (как сказал Павел, 2 Тим. 4:5) на основании предписанного повеления, которое Сам Пастыреначальник дал Своим служителям в Слове Своем для наставления (Матф. 28:20).

3 Можно ли рукополагать и допускать к церковному служению людей, призываемых без предшествующего надлежащего и серьезного исследования, как это обыкновенно делается через папских викарных епископов^?

Никоим образом. Ибо в Своем Слове Бог предписал определенные образцы призвания, учения и поведения, или жизни тех, кому надлежит доверять церковные дела. Посему следует прежде тщательно проверять и исследовать их в том, призваны ли они на

' Нем.: wie die Weyh-Bischöff thun. Лат.: sicut apud Pontiflcios suffraganeos plerunque fit,

законном основании, верно ли они придерживаются основ спасительного учения и отвергают ли сектантские мнения, наделены ли они дарами, необходимыми для наставления других людей в здравом учении и могут ли они засвидетельствовать, что их жизнь является честной, дабы они могли быть образцом для паствы. В этом отношении нам дано весьма серьезное предписание Павла. 1 Тим. 5:22; 2 Тим. 2:2. Посему древнейшие соборы приняли много решений, касающихся исследования рукополагаемых. Эти решения изложены у Грациана (Distinct. 23, 24 и 81). И 4-й канон Четвертого Карфагенского собора, на котором присутствовал Августин, постановил: «Ординируемый да будет рукоположен после того, как его через исследование найдут верно наставленным». И в Никей-ском каноне (Distinct. 812) сказано: «Если кого-либо назначили в пресвитеры без исследования, церковный закон не признаёт их, поскольку они рукоположены вопреки правилу.

4 Каковы же главные разделы, в отношении которых надлежит рассматривать либо рукополагаемого, либо уже являющегося пастором?

Существует четыре3 главных раздела:

1. Призвание.

2. Учение Слова и .Таинств.

3. Обряды, соблюдаемые в церковных собраниях и при отправлении Таинств.

4. Жизнь и поведение церковных служителей.

2 Canon IX; cf. Corpus iuris canonici, с. 4, Dist. 81.

3 В данной книге главным образом рассмотрены только два первых раздела.

23

22


 

Часть 1. Законное и общепринятое призвание служителей Слова и Таинств

Может ли искать или совершать церковное служение тот, кто либо не познал основ христианского учения, либо не понимает [его], либо не имеет дара учить других?

Никоим образом. Ибо Павел повелел Тимофею и Титу доверять служение верным и способным людям. 2 Тим. 2:2; 3:2; Тит. 1:9.

Тогда должен ли всякий, кто в определенной мере наделен теми дарами, по своему собственному почину и личному решению, без особого и законного призвания, совершать учительское служение в Церкви?

Никоим образом. Рим. 10:15; Иер. 23:21; Евр. 5:4.

Следует ли слушать, и может ли Церковь с пользою слушать тех, у кого нет свидетельств законного призвания?

Нет. Рим. 10:14-15; Иер. 27:14-15. По этой причине Пророки и Апостолы столь настойчиво подчеркивают правомочность своего призвания в начале своих писаний. И опыт показывает, что люди, возложившие на себя церковное служение без законного и общепринятого призвания, бывают мало благословлены Богом и мало содействуют созиданию Церкви.

Но Павел сказал (1 Тим. 3:1): «Кто епископства желает, доброго дела желает». Следует ли потому человеку ожидать своего призвания?

Желание служения епископа не является возложением на себя церковного служения без законного призвания. Но если кто-то познал основы христианского учения и в определенной мере наделен учительским даром, то, предлагая свое служение Богу и Церкви, он таким образом не ищет ничего сверх того, чтобы Бог объявил через законное, общепринятое призвание, желает ли Он использовать его служение в Своей Церкви. И он должен быть готов к тому, чтобы не утверждаться при помощи интриг, если в ответ на его предложение не последует призвание. 2 Цар. 15:26.

24


 

 

Однако все верующие являются призванными священниками (Откр. 1:6; 5:10; 1 Петр. 2:9). Всели поэтому имеют общее призвание к служению?

Все мы, верующие, действительно являемся духовным священством, но не все становимся учителями. 1 Кор. 12:29-30; Ефес. 4:11-12. И Петр объяснил, что все христиане являются священством, однако не в том смысле, что все подряд должны исполнять обязанности служения Слова и Таинств без особого призвания, но в том смысле, что должны приносить духовные жертвы. Рим. 12:1; Евр. 13:15-16.

10 Однако все христиане имеют общее призвание возвещать совершенства Божий (1 Петр. 2:9), а особенно главы семейств призваны наставлять своих домочадцев (Втор. 6:7; 1 Кор. 14:35).

Воистину все христиане имеют общее призвание возвещать Божие Евангелие (Рим. 10:9), говорить друг другу Слово Бо-жие (Ефес. 5:19), увещевать друг друга Словом Божиим (Кол. 3:16), обличать (Ефес. 5:11 [и] Матф. 19:15) [и] утешать (1 Фес. 4:18). И особым повелением предписывается [совершать] это главам семейств, дабы они давали своим домочадцам наставление Господне. Ефес. 6:4. Но, как мы уже показали, публичное служение Слова и Таинств в Церкви не вверено вообще всем христианам (1 Кор. 12:28; Ефес. 4:12), ибо для этого необходимо особое призвание (Рим. 10:15).

11 Почему так важно, чтобы церковный служитель имел законное призвание?

Не следует думать, что это делается по человеческому повелению или только ради порядка. Существует достаточно веских оснований, рассмотрение которых учит многим вещам и весьма насущно для каждого церковного служителя.

I. Потому что Сам Бог в Церкви имеет с нами дело через служение как через обычные средства и орудия. Ибо это Он Сам говорит, увещевает, отпускает грехи, крестит и т.д. в служении и через служение. Лук. 1:70; Евр. 1:1; Иоан. 1:23 (Бог вопиет через Крестителя); 2 Кор. 2:10, 17; 5:20; 13:3. Следовательно, абсолютно необходимо, дабы служитель, а также Церковь имели надежные подтверждения того, что Бог желает использовать именно этого человека в качестве Своего средства и орудия, то есть церковнослужителя.

25


 

А законное и общепринятое призвание предоставляет эти доказательства, поскольку таким образом каждый служитель Слова может применить к себе изречения Писания 2 Кор. 5:19; Ис. 59:21; Матф. 10:20; Лук. 10:16; 1 Фес. 4:8.

II. Для служения необходимы очень многие дары. 2 Кор. 2:16. Поставленный же на служение через законное призвание человек может применять к себе Божий обетования, просить Бога об их исполнении и ожидать как даров, необходимых ему для надлежащего совершения служения (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6; 2 Кор. 3:56), так и руководства и покровительства в служении, вверенном ему (Ис. 49:2; 51:16).

III. Главное в служении то, что Бог желает присутствовать в нем Духом, благодатью и дарами, действуя и созидая таким образом. Но Павел сказал (Рим. 10:15): «Как проповедовать, если не будут посланы» (то есть проповедовать так, чтобы вера зарождалась через слышание)? И Бог желает умножать насаждаемое и поливаемое через призванных в служение на законном основании, провозглашающих учение без обмана и верно исполняющих то, что относится к служению (1 Кор. 3:6; 15:58), дабы обрели спасение они сами и другие люди. 1 Тим. 4:16.

IV. Несомненность Божия призвания движет служителями Слова так, что каждый из них в страхе Божием на своем месте неустанно исполняет свои обязанности с еще большими прилежанием, верою и усердием. И он не позволяет, чтобы его отвлекали или отпугивали от служения угрозами каких-либо опасностей или гонений, поскольку уверен, что его призвал Бог и что служение ему вверено по Божию изволению.

V. Наконец, на этом основании прихожане побуждаются к истинному благоговению и послушанию в отношении служения, поскольку их учат из Слова Божия, что Бог, присутствующий через это средство, желает в Церкви иметь с нами дело и действенно трудиться среди нас.

12 Кто же, собственно, обладает правом или властью посылать и призывать служителей Слова и Таинств?

Во все времена происходила серьезная, зачастую даже кровавая борьба за право призывать. Но, говоря по существу и на основании Писания, право призывать и посылать делателей на жатву принадлежит Тому, Кто является Господином жатвы, и полезно заметить в Писании, что право и осуществление этого призвания ясно связаны с отдельными Ипостасями Троицы. Ибо Сын

26


 

 

сказал об Отце (Матф. 9:38): «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Павел засвидетельствовал о Сыне Божием (Ефес. 4:8, 11-12): «Он восшел на высоту... и дал дары человекам... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями... для созидания Тела Христова». То же самое сказано про Святого Духа [в] Деян. 13:2, 4; 20:28. Следовательно, Бог также не признаёт истинными пастырями тех, кого Он не посылал, даже если они были призваны и назначены королями или магистратами. Иер. 23:21; 27:14-15.

13 Но как и каким путем Бог призывает и посылает служителей в Церковь?

Законное или общепризнанное призвание на служение принадлежит исключительно Богу, и оно является двояким: опосредованным либо непосредственным.

14 Что такое непосредственное призвание и как оно происходит?

Когда кто-либо призывается и посылается на служение не людьми, не через людей как обычных посредников, но непосредственно, Самим Богом и через Самого Бога; именно так Бог призвал Патриархов, Пророков и Апостолов, без какого бы то ни было человеческого посредничества. Призванные таким образом были засвидетельствованы проявлениями Духа и чудесами в том, что они не заблуждались в учении. Прочие же служители Церкви берут свое учение у них и таким образом должны подтверждать его. Кроме того, служение непосредственно призванных не ограничено определенной поместной церковью, но им дано повеление учить всех людей повсеместно.

15 Следует ли потому незамедлительно верить всем фанатикам, утверждающим, что им явился Бог, что с ними разговаривал Господь, что Отец дал им это поручение и что они, таким образом, водимы Духом Святым?

Ни в коем случае. Ведь Бог запретил это через ясное предостережение. Иер. 14:14. Но Бог наделяет призванных Им непосредственно либо даром чудотворения, либо другими свидетельствами Духа, доказывающими и подтверждающими их призвание. Так Моисей утвердил свое призвание пред фараоном при помощи дара чудотворения (Исх. 4:1 и далее). Поэтому Павел также назвал

27


 

знамения, чудеса и силы доказательствами апостольства (2 Кор. 12:12). О них говорил Христос (Иоан. 5:36; Матф. 10:8). Однако не следует верить ложному учению, уводящему прочь от Бога и вступающему в противоречие со Словом, даже если его сопровождают чудеса. Втор. 12:1 и далее; Матф. 7:22-23; 24:23-24; 2 Фес. 2:9.

16 Следует ли также в эти времена ожидать от Бога подобного непосредственного призвания?

Мы не желаем и не должны предписывать что-либо свободной воле Бога и Его безграничной власти. Но поскольку в Новом Завете нам не дано никакого обетования, что после Апостолов Бог станет посылать делателей на жатву Свою через непосредственное призвание, равно как не существует повеления, что нам надлежит ожидать, пока служители будут призваны напрямую, потому мы соблюдаем, и должны соблюдать порядок, который Апостолы утвердили для нас Духом Святым, то, что Бог теперь желает, и то, как Он желает призывать и посылать служителей в Свою Церковь через опосредованное [т.е. через средство] призвание, или общепризнанным способом.

17 Что же такое опосредованное призвание?

Когда какой-то служитель призван и назначен на служение Церкви Богом и по Божию изволению, но не напрямую, подобно Пророкам и Апостолам, а через общепринятое средство, законным путем. Опосредованное призвание исходит от Бога так же, как и непосредственное призвание, но они различаются способом призвания. Ведь Бог призывал Пророков и Апостолов непосредственно, через Самого Себя, Но Он призвал и послал Тита, Тимофея, Сосфена, Силуана и других так же, но не напрямую, а наоборот, через средство, которое Он Сам установил и предписал для этого.

18 Основано ли опосредованное призвание на Слове Божием?

Несомненно. Ибо Апостолы назначали старейшин в общинах через церковное избрание (Деян. 14:23). Так церковное служение было вверено Тимофею через возложение рук священства (1 Тим. 4:14). Но дабы не показалось, будто это призвание основано только на прецедентах, без Божия повеления, Павел повелел Тимофею и Титу назначать служителей в каждом городе и одновременно указал им порядок, согласно которому они должны делать это. Тит. 1:5; 2 Тим. 2:2; 1 Тим. 3:2 и далее.

28


 

 

19 Докажите изречениями и примерами из Писания, что призванные на законном основании через общепризнанные средства призваны и посланы Сачим Богом.

Тимофей, епископ Ефесской церкви, был призван не напрямую, но через Павла и священство (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6). Ему было поручено также назначать подобным образом других церковных служителей. 2 Тим. 2:2. И еще Павел сказал старейшинам Ефесской церкви (Деян. 20:28): «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога». И во Втором послании к Коринфянам [5:18-20], которое подписано также Тимофеем, Павел сказал от своего собственного имени и от имени Тимофея: «Бог дал нам служение примирения... и дал нам Слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас». Подобным образом Павел объявил, что Бог поставляет в Церкви не только Апостолов, которые призваны непосредственно, но также учителей и пасторов, призываемых опосредованно. Ефес. 4:11; 1 Кор. 12:28.

20 Тогда может ли тот, кто был надлежащим образом избран для служения через опосредованное призвание, подобно Пророкам и Апостолам, каждый в свою меру отнести и применить также и к себе обетования, касающиеся благодати, вспоможения, силы и Божией действенности в служении?

Пророки и Апостолы, которые были посланы через непосредственное призвание, несомненно обладали многими и великими преимуществами, в соответствии с большими дарами Божиими. Однако обетования, касающиеся благодати, вспоможения, силы и Божией действенности в служении, также приложимы к тем служителям, которые были опосредованно призваны законным путем, каждому в своей мере. Павел объявил это в отношении Тимофея. 1 Тим. 1:6. И дабы никто не подумал, что это применимо только лишь к действительно призванным опосредованно, но самими Апостолами, он сказал (1 Тим. 4:14): «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». И в 1 Тим. 4:16 он засвидетельствовал о действенности самого служения. И когда Коринфяне стали оценивать действенность служения в своей церкви на основании призвания людей либо непосредственно, либо опосредованно, а также на основании наличия разнообразных даров у служителей, Павел воскликнул (1 Кор. 3:5 и далее): «Кто Аполлос?» - и т.д. И по этой

29


 

причине Павел, который в других случаях заметно подчеркивал свое апостольское призвание, все же, подписывая несколько Посланий, скромно добавил также других людей, призванных опосредованно. Так, Тимофей вместе с Павлом подписал Второе послание к Коринфянам, а также Послания к Филиппийцам и Колос-сянам. Сосфен подписал Первое послание к Коринфянам. Павел, Тимофей и Силуан совместно подписали Первое и Второе послания к Фессалоникийцам.

21 Каковы же общепризнанные средства, которые Бог желает использовать для опосредованного призвания?

Для опосредованного призвания Бог обыкновенно использует не служение Ангелов, но служение Своей Церкви, которая является царственным священством. 1 Петр. 2:9. Ибо ей как Своей невесте Христос доверил ключи Царства. Матф. 18:18. Подобным же образом Он доверил ей Слово и Таинства. Рим. 3:2; 9:4. То есть Церкви принадлежат как служение, так и служители. Ефес. 4:12; 1 Кор. 3:21-22.

221 Правильно ли поступает римский папа, отстраняя благочестивых правителей и остальных церковных прихожан от избрания и призвания епископов и прочих церковнослужителей?

Из библейских повелений и примеров очевидно и несомненно явствует, что когда необходимо доверить служение кому-либо через опосредованное призвание, следует использовать людей, уже пребывающих в служении и исповедующих здравое учение. Тит. 1:5; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 2:2; Деян. 14:23. Но поскольку служители являются не всею Церковью, а лишь ее частью (Ефес. 4:11-12), и не господами Церкви, а служителями и смотрителями (2 Кор. 1:24; 4:5; Иез. 33:7), они не могут и не должны присваивать опосредованное призвание только себе, отстраняя других членов Церкви. Ведь даже Апостолы так не поступали, но привлекали к участию и остальную Церковь. Деян. 1:15-16; 6:2-3; 14:23. И под именем старейшин подразумевались не только служители Слова, но в пресвитерию входили также те, кого вся Церковь призывала к управлению работой Церкви, как об этом засвидетельствовали Тертуллиан и Амвросий.

1 Вопросы, касающиеся благочестивых правителей (22-26) и покровительства (27), отражают тогдашний порядок вещей.

30


 

 

23 Но по какому праву мирские правители принимают на себя власть призывать и назначать церковных служителей?

Церковное служение принадлежит Царству Христову. И поскольку Христос желает, чтобы Его Царство и царство мира с его обязанностями были отделены друг от друга, назначение на служение, по существу, не имеет отношения к политическим правам мирских правителей, как и ко всем остальным вещам, именуемым королевскими привилегиями. Но поскольку политический правитель, если он благочестивый христианин, является членом Церкви (Пс. 46:10; 101:24) и таким образом обязан не только любить учение Слова Божия и лично упражняться в благочестии (Пс. 2:10-11), но в своем служении быть также отцом-кормильцем Церкви (Ис. 49:23) и содействовать тому, чтобы врата мира подняли свои верхи, дабы чрез них мог войти Царь славы (Пс. 23:7), следовательно, также от благочестивого правителя зависит надлежащее управление и служение Церкви.

24 Позволительно ли потому христианскому правителю призывать и назначать церковных служителей без воли и согласия священнослужителей и прочей Церкви?

Как римский папа со своими приверженцами совершил великое святотатство, отняв избрание и призвание служителей у Церкви и присвоив это только себе, так и мирской правитель становится повинен в том же преступлении, когда принимает только на себя власть назначения церковных служителей, отстраняя священство и остальную Церковь. Ибо благочестивый правитель является не всею Церковью, но лишь ее частью. Пс. 46:10. Также он является не господином Церкви, но отцом-кормильцем (Ис. 49:23), по сути, ее слугою (Ис. 60:10).

25 Но поступают ли правильно анабаптисты, которые целиком доверяют право призвания обычной толпе (которую они понимают как церковь), исключая священство и благочестивых правителей?

Ни в коем случае. Ибо во всяком месте Церковью именуется и является все Тело, заключающее под Главою Христом всех членов поместной общины. Ефес. 4:15-16; 1 Кор. 12:12-14, 27. Следовательно, как призвание принадлежит не только священству и не только правителям, так оно неподвластно [и] прихоти обычной толпы, ибо одна часть не является [всею] Церковью, если устраняется либо одна ее часть, либо обе [другие]. Но призвание

31


 

должно быть и оставаться во власти всей Церкви, однако при соблюдении надлежащего порядка.

26 Должна пи вся толпа (особенно там, где она весьма многочисленна) неразборчиво и беспорядочно распоряжаться делом избрания и призвания?

Бог не есть Бог неустройства.14 Напротив, Он желает, чтобы в Церкви все совершалось благопристойно и чинно. 1 Кор. 14:40. Посему, дабы избежать беспорядка, во времена Апостолов и также после них в ранней и чистой Церкви делом избрания и призвания служителей Слова, согласно установленному порядку, от имени и с согласия всей Церкви всегда управляли старшие члены Церкви. Так Апостолы сначала дали указание относительно того, каких людей надлежит выбирать для церковного служения. Деян. 1:15 и далее; 6:2 и далее. Затем, согласно этому предписанию, Церковь избрала и выдвинула нескольких человек. Но поскольку призвание принадлежит не только толпе или простым церковным прихожанам, они представили Апостолам избранных и выдвинутых, дабы те рассудили, годятся ли они для этого служения согласно нормам Слова Божия. И таким образом это избрание толпы было подтверждено апостольским одобрением.

И вот, наконец, служение поручается выдвинутым, избранным и призванным людям через торжественную молитву всей Церкви и публичное засвидетельствование, то есть возложение рук. Деян. 6:5-6. Поскольку же церковная толпа не всегда бывает способна находить и предлагать для избрания подходящих людей, зачастую сами Апостолы выдвигали пригодных людей и предлагали их церквам. Тит. 1:5; 1 Тим. 1:3; 2 Тим. 2:2.

Так Павел послал в поместные церкви Тита, Тимофея и Силуана. Однако Апостолы не направляли таких людей в общины без приглашения или согласия, но выдвигали или представляли их церквам, которые затем одобряли и подтверждали это выдвижение или избрание через свое собственное свободное избрание, и такой порядок Лука обозначил словом cheirotonia (Деян. 14:23).

Затем, когда Церковь стала многочисленна, еще во времена Апостолов было решено и установлено, чтобы этим делом управляли собрания старейшин. 1 Тим. 4:14. Туда в советы старейшин, согласно свидетельствам Тертуллиана и Амвросия, избирались и назначались представители из всех слоев общины, дабы

и Жор. 14:33 - прим. ред.

32


 

 

заниматься и управлять этими и подобными церковными делами от имени и с согласия всей общины. И таким образом призвание принадлежало всей Церкви, но с соблюдением подобающего и благопристойного порядка. Существовавшая сразу после того Церковь старательно следовала по апостольским стопам. И поскольку правители тоже начали принимать евангельское учение, всеобщее дело избрания и призвания служителей обычно лучше всего распределялось между тремя основными церковными слоями, то есть духовенством, благочестивыми правителями и верующим народом. Этот обычай подтверждается многими примечательными древними канонами (Dist. 23, 24, 62, 65 и 67). И история ранней Церкви свидетельствует о том, что иногда епископы и духовенство предлагали людей к призванию, иногда благочестивый правитель выдвигал их, иногда народ просил о них, но затем предложенных, выдвинутых и просимых людей представляли другим слоям или членам Церкви, дабы их суждением и согласием это избрание могло быть одобрено и подтверждено (Киприан, Книга 1, Поел. 4; Августин, Поел. 100). С тех пор все еще сохранились такие понятия, как выдвижение, прошение, представление, согласие, утверждение и поставление. На основании правильного рассмотрения этих слов можно понять, как и в каком порядке призвание церковных служителей совершалось когда-то и должно осуществляться в наше время.

272 Откуда же происходит право покровительства (jus patronatus) и как далеко оно простирается?

Это право произошло от того, что некоторые благочестивые люди отдавали определенные доходы и отчисления от своего имущества общинам, дабы позаботиться о церковной деятельности, и они сохраняли за собою право, чтобы с их согласия из этих средств выплачивались определенные суммы соответствующим людям. Однако это право не простиралось так далеко, чтобы покровителю предоставлялась свобода ставить во главе приходских служений кого вздумается, без суждения и согласия поместной церкви. Поскольку же приходские доходы исходят от покровителей, то либо приход представляет приходскому покровителю некоего подходящего человека и просит, чтобы средства от тех поступлений были переданы ему, либо сам покровитель выдвигает и представляет общине человека, наделенного необходимыми дара-

2 См. сноску 1.

33


 

ми, но при этом всегда сохраняются и остаются свободными суждение о служении и согласие остальной общины. Таким образом, призвание остается церковным призванием, а также соблюдается древний канон: «Никого не следует навязывать не желающим».

28 Обладает ли Церковь свободной властью призывать на служение любого, кого она пожелает?

Через Своих Апостолов Господин жатвы предписал определенные порядок и правило, которые являются как бы неким небесным наставлением о том, какими людьми, как в учении, так и в жизни, должны быть те, кого надлежит избирать и призывать для церковного служения. 1 Тим. 3:2 и далее; Тит. 1:6 и далее. И Церковь должна в страхе Божием признавать, что этого правила или наставления следует придерживаться, если она желает, чтобы призвание могло называться и быть Божиим.

29 Если законное призвание заключается в том, о чем было сказано выше, что тогда дает публичный обряд рукоположения?

Этот обряд следует соблюдать по весьма веским причинам.

Первая причина состоит в том, что призвание должно иметь открытое свидетельство Церкви из-за тех, которые подвизаются, не будучи посланы. Но этот обряд рукоположения является лишь видом публичного свидетельства, при помощи которого о призвании рукоположенного человека возвещается пред Богом и во имя Его, что оно является верным, благочестивым, законным и Божиим.

Во-вторых, этим обрядом, как открытым знамением или провозглашением, служение поручается призванному человеку от имени Бога и Церкви.

В-третьих, этим же обрядом, как торжественной клятвой, призванный человек также пред лицом Божиим связывает себя обязательством по отношению к Церкви являть верность в служении, которого Господь требует от Своих домостроителей и за исполнение которого Он будет также судить их. 1 Кор. 4:2.

В-четвертых, Церкви напоминается, что она должна признавать за этим пастором Божию власть учить и обязана слушать его во имя и от лица Божия.

В-пятых, и самое важное, данный обряд надлежит соблюдать, чтобы вся Церковь могла общими и искренними молитвами препоручить Богу служение призванного человека, дабы Он Духом

34


 

Своим Святым, благодатью и благословением пребывал в этом служении.

30 Откуда произошел и что означает обряд возложения рук?

Обряд возложения рук был широко распространен в Ветхом Завете, когда надлежало что-либо торжественно представить взору Божию и предать Ему особым образом. Быт. 48:14, 20; Лев. 1:2, 4; Марк. 10:16. И поскольку публичное служение иногда вверялось определенным людям через возложение рук (Чис. 27:18-20; Втор. 3:28; 34:9), при поставлении служителей Апостолы, руководствуясь христианской свободой, сохранили и применили этот общепринятый обряд как адиафору, полезную для научения многим вещам. Деян. 6:5-6; 13:3; 1 Тим. 4:14; 5:22; 2 Тим. 1:6. И таким же образом ранняя Церковь совершала рукоположение без миропомазания и иных суеверий, просто возлагая руки (Dist. 23 Карфагенского собора). Потому мы в своих церквах соблюдаем такой же обряд. Ибо через возложение рук призванный человек как бы представляется Богу, дабы имело место открытое внешнее свидетельство о том, что это призвание является не только человеческим деянием, но что Сам Бог призывает, посылает и назначает этого человека на служение, хотя и через общепринятое законное средство. Кроме того, через это торжественное деяние рукополагаемый человек связывается обязательством и как бы освящается для служения Христу. К тому же, этим обрядом, как пред взором Божиим, Церковь вверяется служителю, а служитель, с другой стороны, вверяется Церкви, и именно через его служение Бог желает учить, увещевать, отправлять Таинства и действенно трудиться в нас. Однако при ординации возложение рук соблюдается главным образом ради общих церковных молитв, дабы они могли возноситься с большим усердием и пылом. Ибо это - как бы публичное напоминание о сложности служения, способностью к которому наделяет только Бог. 2 Кор. 3:5-6. Посему этот служитель представляется Господину жатвы через возложение рук, и Церковь, которой напомнили об установлении служения и приложенных к нему Божиих обетованиях, напоминает Богу о Его обетова-ниях, прося, чтобы их силой Он милостиво пребывал с данным служителем Духом Своим, благодатью, благословением, силою, трудами, руководством и советом. Павел и Моисей засвидетельствовали, что эти церковные молитвы не тщетны. 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6; Втор. 34:9. И таким образом совершаемое открыто рукоположение являет все учение о призвании служителей и как бы ставит

35


 

его пред человеческими глазами.

31 Но что если возникает необходимость освободить или сместить какого-то служителя?

Подобно тому как Бог законно оставляет за Собой право призвания, в том числе опосредованного, и соответственно его надлежит совершать согласно Божию наставлению, Он законно оставил только за Собой власть отстранения кого-либо от служения. I Цар. 2:30, 32; Ос. 4:6.

Поскольку же это отстранение происходит опосредованно, ему надлежит происходить только в согласии с наставлением и Божиим руководством. Поэтому до тех пор, пока Бог сохраняет в служении Своего служителя, который учит правильно и живет безукоризненно, Церковь не имеет власти без Божия повеления смещать неугодного ей служителя Божия. Если же он не созидает Церковь ни учением, ни жизнью, но наоборот, разрушает ее, Сам Бог отстраняет его (1 Цар. 2:30; Ос. 4:6). И затем Церковь не только вправе, но и обязательно должна сместить такого человека со служения. Ибо как Бог призывает церковнослужителей, так Он и смещает их при помощи законных средств. Но как в процессе призвания надлежит придерживаться наставления Господина жатвы, так и при смещении кого-либо со служения Церковь должна засвидетельствовать, что и это делается согласно повелению и воле Господа. И подобно призванию, смещение или низложение также принадлежит не какой-то одной церковной группе, но всей Церкви, при сохранении того порядка, о котором мы говорили несколько ранее. Так и ранняя Церковь3 решала вопросы смещения на соборах, при тщательном исследовании и осмотрительном суждении (С. 15, q. 7). Исходя из этого, можно также ответить на вопрос о переводе служителя из одной общины в другую, относительно чего существуют полезные каноны (С. 7, q. 1).

Служение священника в Церкви

32 Должен ли законно призванный человек заботится только о церковном жаловании?

Христос провозгласил, что трудящиеся имеют право на вознаграждение (Матф. 10:10; Лук. 10:7). И Павел сказал (1 Кор. 9:14): «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от бла-говествования». Однако это не должно быть главной заботой в

3 Нем.: die alten Canones. Лат.: vetus Ecclesia.

36


 

служении. Иез. 34:2-3. Поэтому Писание именует пасторов и учителей служителями, домостроителями и делателями Божиими. 1 Кор. 3:5; 4:1; Матф. 10:10; 2 Тим. 2:15. Но [оно же именует] их служение трудом и делом. 1 Тим. 5:17; 3:1.

33 Что же такое служение или труд священника в Церкви?

Сын Сирахов сказал (38:24-26): «Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах?..» Следовательно, служение церковносвященника состоит в том, чтобы он усердно исследовал Святые Писания и занимался их чтением (1 Тим. 4:13), чтобы он, кроме того, трудился в Слове и учении (1 Тим. 5:17), чтобы он пас стадо Христово, Церковь Божию (1 Петр. 5:2; Деян. 20:28). То есть он должен служить Церкви проповедью Слова, преподанием Таинств и применением Ключей. Как справедливо высказался Ориген в отношении Лев. 8: «Таковы два дела священника. Прежде всего он учится у Бога через чтение Святых Писаний и постоянное рассуждение, а также он учит людей, но учит тому, чему он сам научился от Бога. Существует также другое дело, которое исполнял Моисей. Он [священник] не идет на войну, но молится за народ», и т.д.

37




Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.